Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Согласно подпункту 27) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса, налоговые органы обязаны привлекать к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Органы государственных доходов рассматривают следующие дела об административных правонарушениях в области налогообложения, предусмотренных КоАП:
· нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов;
· неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима;
· осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности;
· непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом;
· непредставление отчетности по мониторингу сделок, а также документов, необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании;
· нарушение мер финансового контроля;
· сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности;
· отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета;
· уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;
· занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;
· невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
· выписка фиктивного счета-фактуры;
· нарушение порядка выписки счетов-фактур;
· нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции;
· нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
· нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала и пива, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками;
· нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин;
· неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;
· неисполнение кастодианами, единым регистратором, брокерами и (или) дилерами, обладающими правом ведения счетов клиентов в качестве номинальных держателей ценных бумаг, управляющими инвестиционным портфелем, страховыми организациями обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;
· представление заведомо ложных сведений о банковских операциях;
· неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан;
· невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц.
При этом, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении либо позволяющие не привлекать к административной ответственности предусмотрены статьями 741, 742 КоАП.
Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополий и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушение в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании - по истечении пяти лет со дня его совершения.
Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере.
Крупным размером признается сумма неуплаченного налога и(или) обязательного платежа в бюджет, превышающая 20000 МРП.
Идрисова Р.С., руководитель отдела
Управления государственных доходов «Астана- жана кала»