Налог с продаж вместо НДС: надо ли?
В большинстве западных стран используется механизм НДС.
В мае 2015 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил министерству финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость (далее — НДС) налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж явилась необходимость улучшения и унифицирования нормативной базы процедур налогового и таможенного администрирования, что в конечном итоге повысило бы качество оказания государственных услуг, сократило бы административные барьеры, время и ресурсы налогоплательщиков.
В связи с этим необходимо отметить, что в большинстве западных стран используется механизм НДС, хотя в некоторых развитых странах, например, в США, применяется механизм налога с продаж. В таких странах отличаются в основном ставки налога, и в то же время предусмотрены льготы для различных категорий товаров и услуг, которые законодательно освобождаются от данного налога.
Налог с продаж (НП) по сути является налогом на конечную реализацию. Система зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж не применяется. При этом налог с продаж, в отличие от НДС, может иметь каскадный эффект в зависимости от применяемого подхода.
Так, при классической схеме налог с продаж не взимается на каждом этапе добавления стоимости, а применяется только при продаже конечного продукта конечным потребителям. При такой схеме налогообложения реализация промежуточных переработчиков/звеньев не облагается и вся налоговая нагрузка ложится на последнее лицо в цепочке реализации. В этой модели налогообложения могут возникнуть сложности с контролем мелких розничных продавцов, которые могут быть заинтересованы в оптимизации налогообложения. Может также существовать сложность в определении того, является ли то или иное лицо промежуточным продавцом, освобождаемым от налога, или конечным продавцом, чьи обороты подлежат обложению налогом с продаж.
В качестве альтернативы может использоваться так называемый каскадный подход к налогообложению, когда налог с продаж применяется на каждом этапе производственной цепочки (производитель сырья ↔ производитель товара ↔ оптовый продавец ↔ розничный продавец). Насколько мы понимаем, казахстанские налоговые органы рассматривают именно такую модель обложения налогом с продаж. При каскадном подходе сумма налога будет зависеть от количества этапов производства товаров: чем сложнее производство, тем больше кумулятивная сумма налога с продаж для конечного покупателя. Как правило, в таких случаях целесообразней рассматривать низкие ставки налога для избежания значительного кумулятивного эффекта на налогоплательщиков.
Для наглядного сравнения налога с продаж и НДС мы смоделировали налоговую нагрузку при гипотетической ситуации, предусматривающей несколько этапов производства и реализации. Ниже представлены схема и таблица с гипотетическими расчетами.
НДС |
12% |
||||||||||||
12% НДС режим |
Местные поставщики |
Вторичный субподрядчик |
Основной субподрядчик |
Генераль-ный подрядчик |
Произво-дитель |
Всего |
|||||||
Выручка (без НДС) |
5,000 |
8,000 |
14,000 |
24,500 |
35,000 |
||||||||
Исходящий НДС (12%) |
600 |
960 |
1,680 |
2,940 |
— |
||||||||
Стоимость покупки (без НДС) |
— |
6,200 |
8,000 |
16,500 |
24,500 |
||||||||
НДС за нерезидента |
— |
— |
— |
300 |
— |
||||||||
НДС на импорт |
— |
144 |
— |
— |
— |
||||||||
Другие расходы |
3,500 |
1,300 |
4,400 |
5,500 |
6,600 |
||||||||
Всего входящего НДС |
— |
744 |
960 |
1,980 |
2,940 |
||||||||
Всего обязательств по НДС |
600 |
216 |
720 |
960 |
(2,940) |
||||||||
Налогооблагаемый доход |
1,500 |
500 |
1,600 |
2,500 |
3,900 |
10,000 |
|||||||
КПН (20%) |
300 |
100 |
320 |
500 |
780 |
||||||||
Рентабельность продаж |
24 |
5 |
9 |
8 |
9 |
||||||||
Всего КПН + НДС, включая: |
900 |
316 |
1,040 |
1,460 |
(2,160) |
1,580 |
|||||||
КПН |
2,000 |
||||||||||||
НДС |
(420) |
||||||||||||
НП |
5% |
||||||||||||
5% НП-режим |
Местные поставщики |
Вторичный субподрядчик |
Основной субподрядчик |
(Генеральный подрядчик |
Производитель |
Всего |
|||||||
Выручка (без НП) |
5,000 |
8,000 |
14,000 |
24,500 |
35,000 |
||||||||
Налог с продаж (5%) |
250 |
400 |
700 |
1,225 |
— |
||||||||
Стоимость покупки включая НП |
— |
6,450 |
8,400 |
17,200 |
25,725 |
||||||||
НП за нерезидента |
— |
— |
— |
125 |
— |
||||||||
НДС на импорт |
— |
60 |
— |
— |
— |
||||||||
Другие расходы |
3,500 |
1,300 |
4,400 |
5,500 |
6,600 |
||||||||
Налогооблагаемый доход |
1,500 |
250 |
1,200 |
1,800 |
2,675 |
7,425 |
|||||||
КПН (20%) |
300 |
50 |
240 |
360 |
535 |
||||||||
Рентабельность продаж (%) |
24 |
3 |
7 |
6 |
6 |
||||||||
Всего КПН + НП, включая: |
550 |
450 |
940 |
1,585 |
535 |
4,060 |
|||||||
КПН |
1,485 |
||||||||||||
НП |
2,575 |
Как следует из примера, при введении налога с продаж в целом налоговые поступления от КПН уменьшились бы, но при этом значительно увеличились бы налоговые поступления от косвенных налогов. Такое увеличение налоговой нагрузки в этом примере приводит к снижению рентабельности практически всех участников производственной цепочки (кроме импортеров). Снижение рентабельности в свою очередь может повлиять на снижение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Также необходимо учесть, что при отмене НДС остается открытым вопрос взимания НДС при операциях между государствами — участниками Евразийского экономического союза. Порядок взимания НДС урегулирован в рамках международных договоров, подписанных Казахстаном.
Сейчас рассматривается вопрос сохранения НДС с совершенствованием налогового администрирования. Согласно докладу министра национальной экономики на заседании Правительства РК по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 5 октября 2016 года, в целях недопущения налоговой и административной нагрузки на бизнес предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС (30 тысяч МРП) по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением: в 2018 году будет понижено до 25 тыс. МРП (53 млн тенге), в 2019 году — до 20 тыс. МРП (42,4 млн тенге) и в 2020 году — до 15 тыс. МРП (31,8 млн тенге). Данное изменение приведет к увеличению числа плательщиков НДС.
В завершение хотелось бы отметить, что 8 декабря 2016 года в своем выступлении на заседании президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что налог с продаж в Казахстане не нужен. Соответственно, полагаем, что решение о целесообразности перехода на налог с продаж должно быть качественно проанализировано и взвешено с учетом экономического эффекта на ключевые секторы экономики Республики Казахстан в долгосрочной перспективе.
Марал Кушенова, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»
KAPITAL.KZ