Страховая медицина развеет больничные очереди и наши страхи
Система обязательного медицинского страхования начнет работать с 1 января 2018 года, хотя планировалось запустить ее на год раньше. Чем вызвана отсрочка? На этот и на другие вопросы по системе обязательного медицинского страхования в стране, возникающие в нашем обществе, корреспонденту BNews.kz ответил вице-министр здравоохранения и социального развития РК Елжан Биртанов.
- Нужно время, чтобы подготовить медицинские учреждения к работе в новых условиях и обеспечить пациентам комфортные условия предоставления медицинской помощи. Комитету оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития нужно провести конкурсы среди больниц и поликлиник на право обслуживания пациентов, а Фонду обязательного медицинского страхования - провести отбор поставщиков и заключить контракты.
Однако решение о переносе сроков вступит в силу только после того, как парламент страны примет соответствующие поправки. Законопроект уже находится на рассмотрении Мажилиса парламента РК. Если парламентарии его поддержат, то тогда сроки введения обязательного медицинского страхования будут перенесены на полгода. То есть вместо 1 января 2017 года первые взносы начнут поступать с 1 июля, а сама деятельность фонда начнется с 1 января 2018 года.
- Предполагают ли предложенные поправки в законодательство изменения – увеличение или сокращение - размеров отчислений в Фонд обязательного медстрахования? Какими будут выплаты для разных категорий населения?
- Нет, система платежей не будет пересмотрена. С 2018 года начнется поэтапное увеличение ставки. Государственные платежи за социально уязвимых граждан начинаются с 4% и затем каждый год повышаются на один процент, до 7% в 2021году. Работодатели также начинают выплачивать взносы в ФОМС, начиная с 2% от зарплаты работника с 1 июля 2017 года, и далее нагрузка будет поэтапно увеличиваться до 5%.
Категория населения, которую мы называем самозанятыми, плюс - у нас есть мигранты, иностранцы и другие люди, которые работают сами на себя - также должны участвовать в медицинском страховании, поскольку эта система всеобщая, обязательная для всех. Платить придется совершенно минимальные взносы - 2% от установленной минимальной заработной платы. Получается где-то 400-500 тенге в месяц или около 5 тысяч тенге в год.
- По сумме платежей понятно. В стране вводится обязательное социальное медицинское страхование и всем, кто платит взносы, выдаются страховые полисы и предоставляется единый равный доступ ко всем специалистам и исследованиям. Таким образом, расширяются возможности получения необходимой медпомощи для пациентов и сокращаются затраты рядовых казахстанцев на платные медицинские услуги. Я правильно понимаю?
- Абсолютно.
- А если человек не заплатил взнос, он может рассчитывать на медицинскую помощь?
- Да, ведь гарантированный объем бесплатной медицинской помощи остается. Минимальный гарантированный объем - это вся экстренная помощь и помощь при социально-значимых заболеваниях: туберкулез, психиатрия, онкология, наркология. Вот это минимальный объем, который государство будет оказывать всему населению, всем гражданам РК, вне зависимости от того, имеет человек страховку или нет.
- Почему нельзя сделать взносы добровольными? Хочешь – плати взнос и получай годовой полис, не хочешь – плати за каждый поход к врачу отдельно…
- Проблема в чем? У нас в стране растет продолжительность жизни, хорошие темпы рождаемости, но эти категории не работают и не могут самостоятельно оплатить страховой сбор. Поэтому и создается общественно-коллективное страхование. Такова практика всех развитых стран.
Стране нужна такая модель здравоохранения, которая позволит казахстанскому обществу стабильно и устойчиво развиваться. Система медстрахования - именно та модель. Этих денег недостаточно, чтобы покрыть растущие расходы всего населения.
10 % граждан, которые хорошо зарабатывают, уже сегодня платят за медпомощь из своего кармана или имеют частные медицинские полисы. Вот и получается, что самые современные, качественные, дорогостоящие технологии, новые эффективные лекарства, которые выходят на рынок, доступны прежде всего этим людям, а остальному населению - нет. Так не должно быть, это в корне неправильно! Потому что увеличивается разрыв в уровне жизни между состоятельной прослойкой общества и остальным населением. Если мы сейчас реформу не проведем, то я уверен, что к 2020-2025 году страна будет испытывать серьезные трудности в доступности медицинской помощи для широких масс населения.
Вторая причина. Поскольку возможности госбюджета не могут поддержать обновление медицины на уровне, необходимом для высокого качественного развития, необходимо вовлечь в общую систему здравоохранения частный сектор. Частные клиники, к тому же, ведут более качественную селекцию специалистов, в связи с тем, что могут платить им большую заработную плату, чем государственные учреждения, где ставки фиксированы, оказывают медицинские услуги на более высоком уровне сервиса, что также ценят пациенты.
За рубежом люди ходят к частным врачам, в частные клиники и за них «платит» страховка. Почему у нас в Казахстане так нельзя сделать?! Тем более, частные клиники хотят работать в системе ФОМС и казахстанцы заинтересованы в этом.
- С выгодами разобрались. А что изменится в работе казахстанских врачей в условиях медстрахования? Появятся ли у них стимулы повышать качество услуг, бороться за пациентов и свою репутацию?
- Система обязательного медицинского страхования дает преимущества не только населению, но и поставщикам медицинских услуг, поскольку будет адекватно покрывать их затраты на оказание услуг. То есть, если человеку показаны определенные диагностические процедуры, благодаря страховому полису, клиника может их предоставить, не боясь того, что пациент не сможет за них платить. Другой момент – возможность пациента выбрать врача по собственному усмотрению. Пациенты «голосуют ногами»: идут к лучшим врачам. За ними из фонда страхования в эти клиники «придут» и деньги.
Что это дает медработникам? Разумеется, это направлено на поощрение тех коллективов и медицинских работников, которые работают качественно. Соответственно, медучреждения захотят привлечь к себе самых лучших медработников и начнут бороться за пациентов. Это очень хорошо для повышения качества.
Система медстрахования выравнивает условия конкуренции для всех участников рынка медицинских услуг, вне зависимости от того, частная клиника или государственная. Мы уйдем от жесткого регулирования. Больницы станут более автономными, сами смогут утверждать зарплату и, соответственно, развивать свою конкурентоспособность. Но самое главное, система управления будет более понятной, прозрачной и ориентированной на результат.
- Вы думаете, что система медстрахования сможет искоренить даже очереди в больницах?
- Почему сегодня очереди? Как я уже говорил, многие пациенты не могут сегодня позволить себе платную медицину, услуги врачей частных клиник, а работники госклиник, увы, не заинтересованы в качестве обслуживания пациентов, в сервисе, в улучшении менеджмента. Зарплата врачам начисляется за отработанные часы, а не за довольных лечением и качеством приема пациентов. Поэтому система меняется кардинально.
Понятно, что для общества есть определенная степень трансформации привычного образа жизни, в том числе и для медицинских работников это определенное испытание. Но мы стараемся не делать лишних барьеров. Наоборот, делаем все возможное, чтобы с того момента, как система страхования заработает, казахстанцы как можно быстрее ощутили ее преимущества. Не буду лукавить и обещать, что в первый год все сразу изменится, как по взмаху волшебной палочки. Для любых преобразований нужно время. Однако в одном я абсолютно уверен: уже через год работы в конкурентных условиях страховой медицины мы увидим абсолютно иную ситуация в казахстанских медучреждениях.
Надежда Лыкова
BNews.kz