Игорь Рогов: Конституция окончательно оформила контуры независимого Казахстана
В Конституции Республики Казахстан не ожидаются изменения, которые бы коренным образом повлияли на политическую систему и коснулись бы основополагающих прав человека. Об этом в интервью корреспонденту BNews.kz рассказал председатель Конституционного совета РК Игорь Рогов.
- Игорь Иванович, как вы расцениваете путь, пройденный страной с Основным законом?
- Начнем с того, что процесс приобретения Независимости нашей страны не носил одномоментный характер. В 1991 году в декабре был принят Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Но его принятию предшествовал довольно большой промежуток времени, который начался с момента учреждения поста Президента. Как только в 1991 году был учрежден пост Президента Казахской ССР, Казахстан начал свое движение к независимости. Затем была декларация о суверенитете Казахстана. И, конечно, юридическое закрепление независимости окончательно наша республика получила с момента принятия 30 августа 1995 года на всенародном референдуме действующей Конституции. Она окончательно завершила процесс юридического оформления независимости и провозгласила, что высшими ценностями государства являются: человек, его жизнь, права и свобода. Она аккумулировала в себе все основные элементы новой казахстанской государственности, территориальную целостность, гражданство, действующее право, государственный язык, систему органов государственной власти.
И сегодня мы с удовлетворение констатируем, что Казахстан состоялся, как суверенное, равноправное государство со всеми атрибутами государственности. Историческая миссия по воссозданию казахстанской государственности, о которой мечтал казахский народ веками - успешно выполнено.
- Как вы оцениваете роль Главы государства Нурсултана Назарбаева в становлении и укреплении государственной независимости?
- Вы, наверное, согласитесь, это очевидно и для ученых, и для практиков, и для юристов и не юристов - в становлении и укреплении государственной независимости ключевая роль принадлежит Первому Президенту РК Нурсултану Назарбаеву, признанному основателем нового Казахстана, обеспечившим успешное проведение масштабных реформ, единстве народа, верховенство Конституции, права и свобод гражданина.
- Насколько, по-вашему, велика роль Конституции в укреплении государственной независимости и в достижении сегодняшних успехов?
- Говоря об успехах государственного строительства, следует отметить эффективность выбранной, еще на заре нашей независимости, Концепции конституционного развития страны, которая с самого начала основывалась на мировом конституционном наследии и общечеловеческих ценностях. Роль Конституции в укреплении государственно независимости, консолидации общества, достижением Казахстаном указанных успехов - наверное, трудно переоценить. Во-первых, основной закон определяет принципы, на которых строится нация. С учетом общепризнанных человеческих ценностей и требований основополагающих международных документов, Конституция предусмотрела такие фундаментальные начала, как: высшая ценность человеческой личности, равноправие людей, запрет на дискриминацию кого-либо по любым мотивам, неприкосновенность собственности и другие. Во-вторых, в Конституции четко прописаны цели, к которым движется нация. В пункте 1 Статьи 1 Основного закона закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свобода. Это означает безусловное намерение Казахстана эволюционировать в указанных направлениях адекватно его возможностям и указывать на непрерывность этого процесса. И в-третьих, Конституция определяет способы достижения указанных высоких целей.
- А следует ли казахстанцам ожидать конституционной реформы?
- Президент же сказал, что уже скоро год будет как, этот вопрос рассматривается. Я думаю, что если такие условия и будут, то, наверное, конституционный совет немножко раньше других об этом узнает. Но пока конкретно никаких поручений не было (об изменения в Конституции - прим.). Мы только знаем, что такое пожелание Президента было о перераспределении каких-то полномочий между государственными органами и ряде других вопросов. Вообще соотношения между стабильностью Конституции и его изменяемостью, это очень серьёзный вопрос. Иногда говорят, не устаревает ли Конституция? Любой закон, любой нормативный акт, он рано или поздно устаревает, конечно, и требует внесения поправок. Когда в качестве примера приводят Конституцию США, что она много лет существует и правки очень редки, забывают о том, что совершенно разные правовые культуры и по-разному сформулированы конституционные нормы. В Конституциях европейских стран и в том числе, в нашей Конституции мы заимствовали очень много из европейского конституционного права. Очень много формальностей расписанных, полномочия государственных органов, соотношения властей и прочее.
Чем чётче те или иные нормы записаны, тем чаще требуется внесение поправок, когда изменяется обстановка, нужно решить вопрос компетенции тех или иных государственных структур, то требуется внесение поправок. В США расписано более абстрактное, более общее, поэтому там и поправки не так нужны. Не случайно американские юристы иногда шутят и говорят, что Конституция – это не то, что записано, а то, что решит суд.
Если поправки будут, то они видимо будут касаться именно в вопросе соотношения государственных структур между собой и не коснуться основополагающих прав человека. Это значит, что созрели условия и это необходимо.
Надежда Лыкова
BNews.kz