Льготы для резидентов специальной экономической зоны «Астана-новый город»
Одним из важнейших факторов экономического роста Республики Казахстан является государственная поддержка в области привлечения инвестиций для развития предпринимательства, в том числе путем создания и развития специальных экономических зон.
Согласно действующего законодательства под специальной экономической зоной понимается ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей.
Порядок создания и функционирования специальных экономических зон, требования к компаниям-участникам, их права и обязанности, механизм управления СЭЗ, а также правовой режим и иные условия функционирования, регламентируются Законом Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (далее – Закон).
Другим ключевым документом является Указ главы государства о создании специальных экономических зон.
Так, Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2001 года №645 создана специальная экономическая зона «Астана – новый город» (далее – СЭЗ).
В соответствии со статьей 26 Закона на территории специальной экономической зоны или на ее части действует таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Согласно статьи 27товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, и рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
Регулируемая Законом система предоставления льгот и преференций компаниям - участникам СЭЗ, предусматривает получение участниками СЭЗ льгот по таможенным платежам. При этом, получение льгот по таможенным платежам возможно только в случае, если предприятие осуществляет приоритетную деятельность для конкретной СЭЗ.
Условие о необходимости осуществления участниками СЭЗ приоритетных видов деятельности закреплено подпунктом 5) статьи 1 Закона.
Перечень приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ обозначен в пункте 3 Положения о СЭЗ, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2001 года № 645.
В части предоставления льгот необходимо отметить, что таможенная процедура свободной таможенной зоны предусматривает размещение и использование товаров в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза. Кроме того, товары, изготовленные в СЭЗ с использованием иностранных товаров и признанные товарами Таможенного союза в соответствии с критериями достаточной переработки, освобождаются от уплаты пошлин и налогов при вывозе на таможенную территорию таможенного союза. Критерии достаточной переработки утверждаются Комиссией таможенного союза.
Также стоит отметить, что в рамках Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года был установлен переходный период по таможенным льготам для свободных экономических зон.
Так, для резидентов СЭЗ РК, зарегистрированных до 1 мая 2010 года, сохраняются все действующие тарифные льготы до 1 января 2017 года. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные после 1 января 2012 года, при вывозе товаров с территории СЭЗ на остальную территорию Таможенного союза, будут освобождаться от обложения таможенными пошлинами, при условии соблюдения критериев достаточной переработки, устанавливаемых Комиссией таможенного союза.
Статистические данные показали, что общая сумма льгот по таможенным платежам и налогам (ТПиН), предоставленным участникам СЭЗ«Астана – новый город» в 2014 году, составила 45 млрд. 575 млн. тенге, что по сравнению с 2013 годом больше на 12 млрд. 809 млн. тенге.
Вышеизложенное свидетельствует, что для участников СЭЗ созданы определенные благоприятные условия, закрепленные правовыми нормами, в т.ч. по предоставлению льгот по таможенным платежам.