Нужно ужесточить наказание для сотрудников нацкомпаний за коррупцию в закупках – Перуашев
Причиной высокой коррупции в квазигосударственном секторе, по мнению депутатов, служит тот факт, что в отличие от государственных закупок регулирование закупочных процедур в указанном секторе определяется не законом, а лишь правилами самих холдингов и компаний.
Депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит рассмотреть вопрос о введении административной и уголовной ответственности должностных лиц нацкомпаний и госпредприятий за нарушения в сфере закупок. Об этом в своем депутатском запросе к Премьер-Министру РК Кариму Масимову указал депутат Мажилиса Азат Перуашев, передает Kazpravda.kz.
«Согласно Антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 годы, утвержденной указом Президента от 26 декабря 2014 года, опасность коррупции в квазигосударственном секторе сопоставима с ее масштабами в государственном секторе. В 2015 году общая сумма госзакупок составила 1,6 триллиона тенге, а сумма выявленных нарушений (согласно отчету Правительства об исполнении бюджета за 2015 год) составила 44,6 миллиарда тенге, то есть, около 3%. За эти действия к дисциплинарной ответственности привлечены 723 должностных лица, на 181 лицо наложены административные взыскания на сумму более 28 миллиардов тенге», – зачитал Перушев.
В то же время мажилисмен отметил, что в квазигосударственном секторе (куда входят многочисленные РГП, КГП, холдинги «Самрук-Казына», «КазАгро» и холдинга «Байтерек», «Кәсіпқор» недропользователи с государственным участием, всего на 1 января 2016 года – 403 юрлица) объем закупок по некоторым оценкам в 6–8 раз превышает государственные закупки.
«Если принять за ориентир уровень нарушений в 3% от общей суммы закупок (как при госзакупках), то здесь объемы нарушений могут исчисляться сотнями миллиардов. Но ответственности при этом, как выясняется, никакой. Например, при объеме закупок в фонде «Самрук-Казына» 3,5 триллиона тенге в 2015 году, за нарушения были наказаны 255 должностных лиц. То есть при объеме закупок в 2 раза больше, чем в госзакупках, число привлеченных к ответственности в 3 раза меньше. Можно ли говорить при этом, что в нацкомпаниях в 3 раза меньше берут, чем в госорганах? У нас есть большие сомнения на этот счет», – заявил депутат.
Касательно наказаний в квазигосударственном секторе мажилисмен отметил, то «они вообще поражают своей лояльностью»: 3 человека понижены в должности, 13 сотрудникам снижены премии, а 89 лиц получили выговоры. Остальным даже выговор не стали объявлять, отделались замечаниями и предупреждениями, возмутился депутат.
«Ни одного административного, а тем более уголовного дела не заведено, ни одного проворовавшегося «бизнесмена» от государства не обязали вернуть похищенные народные средства. Между тем именно через закупки квазигоссектора происходит хищение государственных средств и их вывод в оффшорные зоны. (...) При этом есть все основания предполагать, что фактические нарушения носят еще более масштабный характер. Бизнес-сообщество уже в открытую говорит о формировании системы корпоративной коррупции, когда участниками коррупционных схем выступают не государственные служащие, а должностные лица квазигосударственного сектора», – указал Перуашев.
Причиной сложившейся ситуации, по мнению депутата, служит тот факт, что в отличие от государственных закупок регулирование закупочных процедур в квазигосударственном секторе определяется не законом, а лишь правилами самих холдингов и компаний.
Перуашев отметил, что акжоловцы неоднократно требовали от Правительства разработать закон «О закупках», регулирующий аналогичные процедуры для нацкомпаний и предприятий с участием государства. Но Кабмин дважды ответил отказом. «Тем самым исполнительная власть санкционировала безнаказанность и вольное распоряжение государственными деньгами в данной сфере», – подчеркнул он.
В результате такого решения, возмутился мажилисмен, помимо хищений и вымогательств, выросло количество госпредприятий и отмечаются факты «выдавливания» частного бизнеса из многих секторов экономики.
В то же время «отсутствие указанного закона приводит и к занижению данных и сокрытию реальных масштабов корпоративной коррупции, недооценке ее паразитарного влияния на экономику и бюджет».
«Партия «Ак жол» считает такой подход совершенно недопустимым, поскольку предприятия квазигосударственного сектора распоряжаются государственными средствами, доверенными им обществом для решения задач государственной экономической политики, а не для личного обогащения. В этой связи депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит рассмотреть вопрос если не о разработке закона о закупках в государственном секторе экономики, то хотя бы о введении административной и уголовной ответственности должностных лиц нацкомпаний и госпредприятий за нарушения в сфере закупок путем внесения соответствующих дополнений в Административный и Уголовный кодексы Республики Казахстан», – заключил Перуашев.
Ксения Воронина