Выступление Министра финансов РК Султанова Б.Т. на презентации проекта закона об уточнении бюджета на 2016 год в Сенате Парламента
Расходы на социальную сферу в 2016-2018 г.г. увеличатся на 124,5 млрд. тенге |
|
Уважаемый председательствующий! Уважаемые депутаты! Сегодня на Ваше рассмотрение выносится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы». Законопроект предусматривает решение двух основных задач: - обеспечение сбалансированности бюджета, нарушенной в результате корректировки Прогноза социально-экономического развития страны; - реализация антикризисных мер по поддержке ключевых отраслей экономики в соответствии с поручением Главы государства, озвученного на расширенном заседании Правительства 10 февраля текущего года. О мерах обеспечения макроэкономической стабильности в 2016 году было доложено министром национальной экономики, поэтому разрешите сразу перейти к основным параметрам уточняемого бюджета. Поступления республиканского бюджета на 2016 год определены в объеме 7 364,1 млрд. Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) оцениваются в объеме 3 365,3 млрд. тенге или на 300 млрд. тенге ниже ранее утвержденного объема, в основном за счет снижения ставки ЭТП на нефть с 40 до 20 долл. США на 206,5 млрд. тенге. Пофакторный анализ изменения доходов бюджета представлен в розданных материалах.Размер гарантированного трансферта из Национального фонда определен в размере 2 880 млрд. тенге или с увеличением на 480 млрд. тенге за счет корректировки курса тенге (8 млрд. долл.*360). Целевой трансферт из Национального фонда на продолжение реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол» определен в размере 807,5 млрд. тенге с увеличением на 240,5 млрд. тенге.
Расходы республиканского бюджета предусматриваются в сумме 8 266,8 млрд. тенге с увеличением по сравнению с утвержденным бюджетом на 600,2 млрд. тенге. Такой прирост сбалансирован целевым трансфертом из Нацфонда в сумме 240 млрд. тенге и доходными источниками в сумме 360 млрд. тенге. В целом балансирующие доходные источники обеспечиваются накопленными кассовыми остатками прошлого года (179,2 млрд. тенге) и курсовым пересчетом имеющихся трансфертов из Нацфонда (480 млрд. тенге). При этом в реальном выражении изъятия из Национального фонда не увеличиваются и не превышают установленный порог. Увеличение расходных статьей бюджета состоит из следующей направлений. Первое – реализация антикризисных мер в рамках направлений госпрограммы «Нурлы Жол» на общую сумму 240,5 млрд. тенге за счет целевого трансферта из Нацфонда. Второе – финансирование дополнительных расходов в результате изменения макропоказателей на сумму 300 млрд. тенге. Это курсовая разница по взносам в международные организации и содержание учреждений за рубежом, по реализации автодорожных проектов, импортным лекарсвам и ослуживания правительственного долга. Здесь также предусматриваются 77,1 млрд. тенге на поддержание стабильности местных бюджетов. Разрешите теперь более подробно остановиться на изменениях в расходной части бюджета. Первое. Изменения в социальной сфере Расходы на социальную сферу в рамках затрат Министерства здравоохранения и социального развития составят 2 998 млрд. тенге с увеличением на 124,5 млрд. тенге от утвержденного плана. 5,8 млрд. тенге выделяются на дальнейшую реализацию электронного здравоохранения в рамках ратифицированного Соглашения с Международным Банком Реконструкции и Развития; 55,7 млрд. тенге – предусмотрены на увеличение тарифа по оказанию медицинской помощи в целях восполнения стоимости лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. За счет данных средств будет покрыт дефицит в результате удорожания стоимости импортных лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что обеспечит доступ населению к качественной медпомощи. 63 млрд. тенге предусмотрены на реализацию мероприятий актуализированной «ДКЗ-2020» за счет перераспределения специального резерва Правительства. Данные средства предусмотрены на обеспечение занятости за счет реализации инфраструктурных проектов, предоставление микрокредитов, строительство общежитий для трудовой молодежи, а также на субсидирование затрат работодателей, связанных с сохранением рабочих мест, и обучение. В целом, мерами содействия занятости планируется охватить порядка 60 тысяч человек, с созданием более 13 тысяч рабочих мест в рамках реализации инфраструктурных проектов. Образование и наука. На эти целив проекте уточненного бюджета предусмотрены средства в сумме 454,4 млрд. тенге с увеличением на 55,1 млрд. тенге от утвержденного плана. 27,9 млрд. тенге – дополнительные расходы на строительство 42 новых школ для ликвидации трехсменности обучения и аварийности школ за счет целевого трансферта из Нацфонда. Таким образом число новых школ достигнет 76 школ. В целом в проекте уточненного бюджета, с учетом ранее предусмотренных средств из Национального фонда для ликвидации аварийности школ и трехсменного обучения предусмотрено 45,2 млрд. тенге на завершениестроительства 76 школ. 18,9 млрд. тенге на реализацию мероприятий новой Государственной программы развития образования и науки, в том числе 14,8 млрд. тенге на проведение продолжающихся научных исследований по программно-целевому и грантовому финансированию;8,5 млрд. тенге на выплату курсовой разницы по программе «Болашак» и оплату труда зарубежных преподавателей и ученых, в том числе в Назарбаев Университете. Развитие культуры и спорта. В целом, расходы на культуру и спорт в 2016 году составят 91 млрд. тенге с увеличением на 34,5 млрд. тенге от утвержденного плана. На реализацию мероприятий по подготовке к Универсиаде 2017 года предусмотрено 28,8 млрд. тенге за счет целевого трансферта из Нацфонда Это завершение строительства двух Ледовых арен на 12 и 3 тыс. мест (10,9 млрд. тенге), а также организация и проведение мероприятий Универсиады (17,9 млрд. тенге). Кроме того, в рамках расходов Министерства национальной экономики предусмотрено 4,8 млрд. тенге за счет целевого трансферта из Нацфонда на развитие систем водоотведения объектов Универсиады 2017 года. Индустриально-инновационное развитие и промышленная инфраструктура. На реализацию второго этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития предусмотрены расходы в сумме 24,9 млрд. тенге, что на 11,2 млрд. тенге больше утвержденного плана. На реализацию Единой программы поддержки и развития бизнеса «ДКБ 2020» предусмотрено 60,3 млрд. тенге с увеличением на 22,1 млрд. тенге от утвержденного плана. Сельское хозяйство. В 2016 году расходы в данной сфере составят 220,3 млрд. тенге с увеличением на 27,0 млрд. тенге. На капитализацию АО «НАХ «КазАгро» для реализации государственной политики по стимулированию развития агропромышленного комплекса и финансирования Казахстанско-Венгерского инвестиционного фонда прямых инвестиций предусмотрено 25 млрд. тенге за счет перераспределения специального резерва. 2 млрд. тенге выделяются на реализацию продолжающихся научных исследований в области аграрной науки (животноводства и ветеринарии, растениеводстве, водного хозяйства, лесного и животного мира). На реализацию Программы «Агробизнес-2020» на 2016 годпредусматривается 83 млрд. тенге с ростом на 5,6 млрд. тенге за счет перераспределения внутри расходов Министерства сельского хозяйства. На реализацию Программы развития регионов в уточненном бюджете предусмотрены средства в сумме 128,2 млрд. тенге с ростом на 61 млрд. тенге. Транспортная система. На продолжение реализации Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года планируется выделить в 2016 году 466,3 млрд. тенге с ростом на 41,3 млрд. тенге. Развитие газотранспортной и атомной системы В данном направлении предусмотрено завершение двух капиталоемких проектов на сумму 5,5 млрд. тенге. Это строительство магистрального газопровода «Алматы –Талдыкорган» (4,3 млрд. тенге за счет перераспределения резерва Правительства) и стендового комплекса Казахстанкого материаловедческого Токамака КТМ (1,3 млрд. тенге). Таковы основные изменения по расходной части бюджета. С учетом заданных параметров дефицит республиканского бюджета составит 902,7 млрд. тенге или 2,0% к ВВП сувеличением на 179,2 млрд. тенге за счет заведения свободных остатков прошлого года. * * * Уважаемые депутаты! Учитывая, что от своевременности принятия законопроекта зависит стабильность в экономической и бюджетной сфере в текущем году, для обсуждения проекта уточненного бюджета в Сенате Парламента отведены достаточно сжатые сроки. Для обеспечения Вас полной информацией в презентационных материалах представлены данные по уточнению всех основных направлений расходов, государственных и отраслевых программ. На заседаниях рабочей групп и комитетов мы предоставим дополнительно всю интересующую Вас информацию по уточнению бюджета и ответим на Ваши вопросы. Надеюсь на конструктивный диалог и поддержку с Вашей стороны. Благодарю за внимание! |