09.02.2016 08:36 Изменения налогового законодательства по КПН и в части международного налогообложения

Изменения и дополнения, касающиеся вопросов налогообложения, были приняты более чем в 15 законодательных акта.

Вводятся они с разным периодом действия, разной датой введения в действие. Те изменения, которые охватывают предыдущие периоды, мы называем ретроспективными.

Основные изменения были направлены на улучшение условий ведения бизнеса в Республике Казахстан и улучшение инвестиционного климата.

Это лучше всего просматривается по корпоративному подоходному налогу и в части международного налогообложения, чему и будет посвящен доклад.

В первую очередь необходимо отметить изменения, вводимые в ретроспективном порядке с 1 января 2013 года.

Налоговым кодексом  предусмотрена возможность отнесения на вычеты по КПН расходов работодателя по доходам работника. Но есть и исключения, среди которых – расходы, включаемые в себестоимость товарно-материальных запасов (пп.2 п.1 ст.110 НК). Этот пункт вызывал некоторые спорные моменты. Так вот, теперь это исключение уточнено следующим содержанием: включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов и подлежащих отнесению на вычеты через себестоимость таких товарно-материальных запасов.

Следующая поправка, вступающая в силу с 1 января 2013 года была внесена в статью 219 Налогового кодекса, в целях упрощения процедуры легализации (апостилирования) документов, подтверждающих резидентство налогоплательщиков в рамках действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения.

В прежней редакции Налогового кодекса говорилось, что положения пункта 5 статьи 219 Налогового кодекса не применяются, в случае если иной порядок взаимного признания документов, подтверждающих резидентство, установлен:

1)           международным договором, участником которого является Республика Казахстан;

теперь этот пункт также не применяется, если иной порядок установлен:

2) между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства в рамках процедуры взаимного согласования;

3) решением органа Евразийского экономического союза.

-   В продолжение темы международного налогообложения необходимо отметить, что поправка в пункт 3 статьи 212 Налогового кодекса, внесенная с 1 января 2015г. позволяет нерезиденту представлять документ, подтверждающий резидентство не позднее 31 марта следующего года.

В 2015г., ТОО при выплате дохода нерезиденту применяет Налоговую конвенцию. Для этого нерезидент должен предоставить справку резидентства. И если раньше, это необходимо было сделать до конца 2015г., то теперь он может получить такую справку в течение 1 квартала 2016г., где будет подтверждаться резидентство за 2015г. и предоставить налоговому агенту.

Однако, необходимо принимать во внимание пункт 4 статьи 219 Налогового кодекса, который предусматривает, что в случае если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства, то нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан.

Если, нерезидент получит справку в 2016г. и там не будет указан период применения, то такая справка будет действовать только на 2016г. и соответственно, не распространяется на 2015г.

-     Забегая вперед скажу, что с 1 января 2016 года копию документа, подтверждающего резидентство, в случае применения положений Налоговой конвенции, должна быть представлена в налоговые органы до 5 апреля года, следующего за отчетным.

Крайние сроки представления документов (копий документов резидентства).

ü Следующее дополнение, вводимое с 2015г. коснулось темы легализации имущества и определения доходов резидентов полученных из источников за пределами Республики Казахстан.

Доходы физических лиц, а с 2016г. и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, полученные из иностранных источников, признаются доходами резидентов и подлежат отражению в налоговой декларации в Республике Казахстан. Это касается и доходов от реализации имущества, находящегося за рубежом. Такой доход определяется как положительная разница между стоимостью реализации имущества и стоимостью его приобретения. При реализации имущества, находящегося или зарегистрированного в государствах с льготным налогообложением доходом будет считаться вся стоимость реализации.

Так вот, в Налоговый кодекс, начиная с 01.01.2015г. внесено дополнение о том, что в случаях реализации имущества, легализованного в порядке, установленном Законом РК «Об амнистии, в связи с легализацией  имущества», по которому отсутствует цена (стоимость) приобретения и исполнено обязательство по уплате сбора за легализацию, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и оценочной стоимостью, определенной в тенге для исчисления сбора за легализацию (п.2-1 ст. 221-1 НК)

-    С 26 ноября 2015г. в понятие благотворительная помощь  добавлено имущество, предоставляемое на безвозмездной основе в виде спонсорской помощи. 

(ст. 133 НК) Теперь, налогоплательщики, состоящие на мониторинге, имеют право на уменьшение налогооблагаемого дохода, в размере общей суммы, не превышающей 3 процентов, а остальные налогоплательщики – 4% от налогооблагаемого дохода по расходам:

- возникающим при эксплуатации объектов социальной сферы;

- благотворительной помощи;

- стоимости безвозмездно переданного имущества некоммерческим организациям, организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, юридическим лицам, со 100% участием государства и осуществляющим деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Казахстана.

-   Следующая информация будет интересна организациям осуществляющим выбросы парниковых газов. 

С 01.01.2016г. уточнена редакция статьи 96 Налогового кодекса. Учитывая, что единицы квот на выбросы парниковых газов являются товаром, разрешенным для оборота в Республике Казахстан, Законом определено, что стоимость безвозмездно полученного имущества в виде квоты при их первоначальном распределении природопользователям в соответствии с Национальным планом распределения квот на выбросы парниковых газов признается равной нулю.

Далее, в налоговый кодекс добавлена новая статья 135-4. Согласно нововведению налогоплательщик, осуществляющий перевозку груза морским судном, зарегистрированным в международном судовом реестре Республики Казахстан, уменьшает КПН, исчисленный по доходам от такой деятельности, на 100%, тогда как доходы от других видов деятельности подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

-     В связи с внесением изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, в статью 108 Налогового кодекса было внесено дополнение. 

На вычеты по КПН могут быть отнесены расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы, кроме расходов на приобретение фиксированных активов, а с 10 ноября 2015г. также расходы на приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности у высших учебных заведений, научных организаций и стартап-компаний по лицензионному договору, направленных на их дальнейшую коммерциализацию.

Кроме того, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере 50% от суммы отнесенных на вычеты в соответствии со статьей 108 Налогового кодекса расходов. (пп.5 ст. 133 НК)

Следующие два изменения направлены на поддержку промышленных предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ.

Введена новая глава 17-2 «Налогообложение организации, реализующей инвестиционный стратегический проект».

Новой главой предусмотрены условия отнесения налогоплательщиков, к организациям, реализующим инвестиционные стратегические проекты и порядок налогообложения.

Упрощенно говоря инвестиционный стратегический проект (ИСП) – это проект, способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие РК. Вышеуказанный перечень содержит 30 инвестиционных стратегических проектов.

Вкратце можно отметить, что с 1 января 2016 года организация, реализующая инвестиционный стратегический проект вправе:

- в течение 10 лет исчисленную сумму КПН по доходам от реализации инвестиционного стратегического проекта при условии ведения раздельного учета доходов и расходов уменьшить на 100%;

- исчислять в течение 7 лет земельный налог по земельным участкам, используемым для реализации ИСП, с применением коэффициента 0;

- исчислять в течение 7 лет налог на имущество по объектам, впервые введенным в эксплуатацию на территории Республики Казахстан, по ставке 0 % к налоговой базе.

В случае внесении изменений в налоговое законодательство предусматривающее увеличение ставок налогов, сборов и плат, организация, реализующая инвестиционный стратегический проект, исполняет свои налоговые обязательства по ставкам, которые действовали на дату заключения дополнительного соглашения к инвестиционному контракту, предусматривающего инвестиционные преференции. (в теч.10 лет)

  Также, для участников специальных экономических зон в статью 150 НК (дополнен пункт 6 статьи 150 НК) внесено дополнение, что в случае изменений в налоговом законодательстве, если эти изменения предусматривают исключение или изменение коэффициентов или ставок по местным налогам, либо касаются размера уменьшения при исчислении КПН, то участники СЭЗ защищены от этих изменений и применяют режим стабильности налоговых льгот для участников СЭЗ в течение срока действия договора в качестве участника СЭЗ, но не более срока исковой давности 5 лет.

Учитывая, что на территории г.Алматы осуществляет деятельность СЭЗ «Парк инновационных технологий», отметим, что с января 2015г. исключено требование о необходимости ежегодного подтверждения в Акимате или в отдельных случаях, в автономном кластерном фонде доходов налогоплательщика к доходам от реализации товаров работ, услуг, собственного производства, являющиеся результатами осуществления видов деятельности предусмотренных для данного СЭЗ.

Также с 01.01.2016г. при исчислении платы за пользование земельными участками коэффициент 0 к соответствующим ставкам применяется на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более срока действия самой  экономической зоны «Парк инновационных технологий». Ранее такой срок составлял - не более 10 лет со дня предоставления земельных участков на праве временного возмездного землепользования (аренды)

-  Относительно изменений и дополнений, принятых в части международного налогообложения отметим, что с 1 января 2016 года в подпункт 4) пункта 1 статьи 192 НК внесена поправка, согласно которой доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением от аэропортовской деятельности, не признаются доходами нерезидента из источников в РК.

Данная поправка позволит исключить дополнительную налоговую нагрузку на авиакомпании Казахстана, которые открывают новые направления, в том числе и в страны с льготным налогообложением.

Так как на практике, нередки случаи, когда уплату подоходного налога с доходов нерезидентов, зарегистрированных в странах со льготным налогообложением, осуществляют казахстанские налоговые агенты за счет собственных средств и соответственно, несут дополнительную налоговую нагрузку в виде 20% налога. И как вы знаете, налоги, уплаченные за счет собственных средств, не идут на вычеты налогового агента.

И последнее,

   С 1 января 2016 года введена поправка в статью 202 Налогового кодекса «Порядок налогообложения доходов иностранных работников юридического лица-нерезидента, не имеющего постоянного учреждения в Республике Казахстан». Поправка носит уточняющий характер и позволяет применить указанную статью не только к налоговым агентам юридическим лицам, но и к индивидуальным предпринимателям, признанных налоговыми агентами, заключившим договор с юридическим лицом - нерезидентом, не имеющим постоянного учреждения в Республике Казахстан.

Если в “двух словах” обобщить вышеизложенное, то можно сказать, что принятыми изменениями и дополнениями по КПН и международному налогообложению законодатель не увеличивает налоговую нагрузку и не усложняет работу для бизнеса, а наоборот, создает более благоприятные условия, например:

- увеличивает сроки представления документов;

- поддерживает промышленные предприятия путем обеспечения стабильности налогового законодательства,

- снижает налоговую нагрузку, в том числе и в случае внедрения инноваций

- вносит уточнения по спорным моментам.

<<< Назад