Финансовую систему необходимо привести в соответствие с новой глобальной реальностью - Б. Султанов
В Министерстве финансов Республики Казахстан состоялся семинар - совещание по разъяснению законодательных инициатив Министерства финансов Республики Казахстан.
В мероприятии приняли участие министр финансов Республики Казахстан Бахыт Султанов, руководство Комитетов МФ РК, а также представители территориальных государственных органов и акимата города Астана.
Участники обсудили законодательные инициативы, разработанные Министерством финансов в рамках Плана нации – «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства.
Открывая семинар-совещание Министр финансов Республики Казахстан Бахыт Султанов акцентировал внимание присутствующих на основной цели встречи. «В Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства обозначил ряд вызовов, которые стоят перед нашей экономикой в нынешний кризисный период. Определены пять основных направлений антикризисных и структурных преобразований Казахстана: стабилизация финансового сектора, оптимизация бюджетной политики, приватизация и стимулирование экономической конкуренции, новая инвестиционная политика, новая социальная политика. Сегодня мы должны не только обсудить особенности новых законов и рассказать в целом о новых веяниях, но и научиться правильно доводить информацию до населения, бизнеса и в целом до пользователей оказываемых министерством услуг».
На сегодняшний день Министерством финансов разработаны Законы Республики Казахстан «О государственных закупках», «О государственном аудите и финансовом контроле», «О государственном имуществе (приватизации)», «Об амнистии граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией ими имущества», «О банкротстве».
Закон РК «О государственных закупках» разрабатывался в рамках реализации 56 - шага Плана нации. Основной целью закона является создание эффективной системы государственных закупок с учетом правоприменительной практики и международного опыта. Вопросы планирования бюджета по завышенным ценам предлагается решать путем внедрения исключительно электронного формата заключения договоров. В целях недопущения подгона в технических спецификациях под конкретных поставщиков. Законом вводится институт предварительного обсуждения конкурсной документации.
Закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле» направлен на усиление экспертно-аналитической деятельности с основным акцентом на эффективности осваиваемых средств. Путем четкого разделения функций между проверяющими органами между ними исключается дублирование. Акцент будет сделан на функционированииЕдиной базы данных, которая предполагает сбор всех проверок и рекомендаций по ним, что также исключает дублирование.
В ходе встречи также обсуждены вопросы расширения перечня объектов приватизации. Правительством сформирован приоритетный Перечень объектов приватизации государственного и квазигосударственного сектора, состоящий из 65 наиболее крупных компаний республиканской собственности и Нацхолдингов (с балансовой стоимостью не менее 5 млрд. тенге). Планируется разработать новые законадательные поправки, снимающие все технические преграды и проблемы. По этому перечню, так называемому ТОП-65, для открытой, конкурентной продажи и определения справедливой рыночной стоимости принято решение привлечь международных консультантов в целях проведения оценки и сопровождения сделок по приватизации и выбора лучшего метода продаж и инвесторов. К ТОП 65 будут применены новые инструменты прозрачности и медийное сопровождение. Будет публиковаться вся информация о продаваемых объектах: для инвесторов, населения и СМИ.
Участниками совещания также обсужден Закон по вопросам реабилитации и банкротства. Новый закон определил новые пути выхода предприятий из кризиса, в том числе после признания их банкротами:
Первое. Урегулирование неплатежеспособности
Второе. Переход от банкротства к реабилитации
Третье. Мировое соглашение.
Четвертое. Продажа компании-банкрота и смена собственника.
Закон содержит нормы, направленные на сокращение сроков проведения процедур реабилитации и банкротства.
В ходе встречи также говорилось об акции по легализации имущества, стартовавшей в сентябре 2014 года. На текущую дату всего легализовано 447 млрд. тенге, в том числе по имуществу, находящемуся на территории РК, на сумму 362,1 млрд. тенге; по имуществу, находящемуся за пределами РК, на сумму 1,0 млрд. тенге; денег легализовано на сумму 83,9 млрд. тенге. В целях улучшения динамики проводимой акции были разработаны уточнения в законодательство, существенно упрощающие процесс легализации и предоставляющие дополнительные гарантии субъектам легализации.
Кардинально упрощены процедуры легализации денег. Теперь деньги можно узаконить двумя способами. Первый: Показать их через банковские счета и использовать на любые свои без уплаты 10%-го сбора. Второй способ: Легализовать деньги, находящиеся за рубежом или в наличном обороте, в заявительной форме, не показывая их на банковских счетах. Но при этом уплачивается в бюджет 10%-ый сбор.
Существенно упрощены процедуры легализации имущества. Теперь для узаконения имущества, находящегося на территории Казахстана и оформленного должным образом, достаточно сдать в органы государственных доходов соответствующую декларацию и сопутствующие документы. То же самое касается легализации имущества, находящегося за рубежом. То есть излишнее звено - комиссии при органах государственных доходов упразднены. Для синхронизации завершения акции по легализации и начала процесса всеобщего декларирования, срок амнистии продлен до 31 декабря 2016 года.
В ходе совещания участники получили подробные разъяснения по ряду возникших вопросов, касающихся норм принятых законов.