С 1 апреля 2016 года налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость подается в явочном порядке первым руководителем юридического лица-резидента РК, нерезидента, осуществляющего деятельность в Казахстане через филиал, представительство, индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту нахождения.
С 1 января 2016 года - при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг налогоплательщик обязан выписать получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру.
Физическое лицо, импортирующее транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах РК, исключаются из числа плательщиков налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе. Соответственно декларация по косвенным налогам по импортированным товарам не представляется.
Согласно статьи 276-4 НК косвенные налоги (НДС и акциз) не взимаются при импорте на территорию РК: товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности; товаров, ввозимых с территории государства-члена Таможенного союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.
Налогоплательщик обязан уведомлять органы государственных доходов при ввозе (вывозе) товаров.
Изменения в налогообложении доходов физических лиц.
Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются доходы за год не более предела, определяемого в размере 75-кратного минимального размера заработной платы (ранее предел составлял 55 – кратного размера МЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года.
Также не подлежат налогообложению выплаты за счет средств бюджета (кроме выплат в виде оплаты труда) в соответствии с законодательством страны в виде ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого судьям, пребывающим в отставке, достигшим пенсионного возраста.
Корректировка базовых налоговых ставок земельного налога и налога на имущество.
В новой редакции пункта 3-2 ст. 387 замена на Предпринимательский кодекс РК: Технологические парки при исчислении земельного налога по земельным участкам, выделенным для осуществления основного вида деятельности, предусмотренного Предпринимательским кодексом РК, к соответствующим ставкам земельного налога применяют коэффициент 0,1.
Положения настоящего пункта вправе применять технологические парки, соответствующие одновременно следующим условиям:
- созданные в соответствии с законодательством республики в области государственной поддержки индустриальноинновационной деятельности;
- 50 и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) таких технологических парков принадлежат национальному институту развития в области технологического развития
Аналогичные редакционные изменения внесены в статью 398 по налогу на имущество технологических парков по объектам, используемым при осуществлении основного вида деятельности, предусмотренного Предпринимательским кодексом РК.
По вопросам специально-экономических зон (СЭЗ).
1. Исключение требования по выкупу права землепользования при отчуждении участником в пользу Управляющей компании СЭЗ земельного участка с расположенными на ней объектами инфраструктуры;
2. Предоставления стабильности налоговых льгот;
3. Оптимизация процедуры определения приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ;
4. Возможности применения строительных норм и правил, а также стандартов иностранных государств, международных и региональных организаций на территории СЭЗ (за исключением административных зданий, зданий социального, бытового, жилого назначения) при проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и эксплуатации объектов СЭЗ;
5. Создание Единого координационного центра СЭЗ;
6. Возможности передачи объектов инфраструктуры на баланс управляющих компаний;
7. Закрепления порядка изменения границ и (или) площади территории СЭЗ;
8. Упорядочивание процедур создания новой СЭЗ.
Предоставление стабильности налоговых льгот.
Важным в части предоставления стабильности налоговых льгот для участников СЭЗ является дополнение статьи 150 НК. В случае изменений в налоговом законодательстве, если эти изменения предусматривают исключение или изменение коэффициентов или ставок по местным налогам, либо касаются размера уменьшения при исчислении КПН, то участники СЭЗ защищены от этих изменений и применяют режим стабильности налоговых льгот для участников СЭЗ в течение срока действия договора в качестве участника СЭЗ, но не более срока исковой давности 5 лет.
Оптимизация процедуры определения приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ. Перечень приоритетных видов деятельности по видам экономической деятельности, указанных в статьях 151-1 - 151-10 (по видам СЭЗ) и перечень объектов, строительство которых предназначено для осуществления данных видов деятельности, а также порядок включения приоритетных видов деятельности и объектов строительства в указанные перечни определяются Правительством РК.
Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности и классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденными уполномоченным государственным органом в области технического регулирования.
Таким образом, если ранее перечень приоритетных видов деятельности для каждого СЭЗ предусматривал конкретизацию по видам и наименованиям производимой продукции, то сейчас для каждого СЭЗ виды деятельности оптимизированы, сгруппированы и приведены в соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности.
Также перечень организаций, которые не относятся к организациям на территории СЭЗ, дополнен еще одной категорией: организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект и инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.
Изменения в порядке налогообложения на территории СЭЗ «Астана-новый город». Ранее предусмотренные в Налоговом кодексе 18 приоритетных для СЭЗ «Астана – новый город» видов деятельности оптимизированы, сгруппированы и приведены в соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности. Так для работы на территории СЭЗ «Астана – новый город» включены следующие виды деятельности:
1) обрабатывающая промышленность, за исключением: производства напитков; производства табачных изделий; производства деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производства изделий из соломки и материалов для плетения; печати и воспроизведения записанных материалов; ремонта и установки машин и оборудования;
2) складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
3) строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;
4) строительство и ввод в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;
5) строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта, в пределах проектно-сметной документации.
Изменен порядок исчисления платы за пользование земельным участком: коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более срока действия специальной экономической зоны «Астана – новый город».
Если ранее коэффициент 0 к ставкам платы за пользование земельными участками применялся на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более десяти лет со дня предоставления земельных участков, то согласно изменениям коэффициент 0 применяется также на срок договора аренды земельного участка, но не более всего срока действия СЭЗ.
Далее в связи с оптимизацией перечня приоритетных видов деятельности редакционные изменения в пункте 3 статьи 151-1 НК в связи с новыми ссылками на виды деятельности в пункте 1.
Так, положения по уменьшении КПН на 100% не распространяются на корпоративный подоходный налог, исчисленный по доходам, полученным (подлежащим получению) от осуществления следующих видов деятельности:
- строительство и ввод в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;
- строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта, в пределах проектно-сметной документации.
Если организация, осуществляющая указанные виды деятельности, осуществляет также один из видов деятельности, указанных в подпунктах 1) – 3) пункта 1 настоящей статьи, такая организация в целях исчисления налогового обязательства по КПН ведет раздельный учет по доходам.
Представительство в налоговых отношениях, регулируемых Налоговым Кодексом.
Согласно статьи 17 Налогового кодекса в отношениях, регулируемых налоговым законодательством РК, налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать через законного или уполномоченного представителя. Но с 1 января 2016 года данная норма не применяется в случаях представления:
- налогового заявления для изменения сведений о руководителе юридического лица-резидента, структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента;
- налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость по решению налогового органа.