08.11.2018 20:30 Совершенствование и обновление. Как проходит цифровизация образования

Как отметил Нурсултан Назарбаев, цифровизация системы образования - в числе приоритетных задач Правительства. Редакция Zakon.kz выяснила, что было сделано в сфере образования в рамках программы «Цифровой Казахстан».

Так, для отечественной системы образования Министерством образования и науки были разработаны и внедрены такие проекты как национальная образовательная база данных, электронные журналы Kundelik, Bilimal, облачная бухгалтерия и образовательные ресурс Вilimland.kz. В рамках подушевого финансирования перед МОН РК стоит большая задача - обеспечить правильное и прозрачное распределение денежных средств и строгий учет.

Для расширения образовательных возможностей для всех желающих получить необходимые навыки будет создана национальная платформа открытого образования c онлайн курсами. Данные курсы обеспечат базовую подготовку по востребованным инженерно-техническим направлениям.

К примеру, на сегодняшний день есть договоренности о размещении всех курсов Oracle Academia. Вместе с тем, применяя концепцию обучения в течение всей жизни, предприятия будут проводить корпоративное обучение для специалистов, усиливая коммуникативные и технические навыки профессии. Программа будет открывать возможности для усиления взаимодействия между учебными заведениями и предпринимателями для подготовки конкурентоспособных специалистов.

Стоит отметить, что доступ к цифровым образовательным ресурсам получили все школы страны. Данные цифровые ресурсы доступны в online и offline режимах (6100- online, около 1000- offline)

Так, на сегодняшний день, ЦОР внедрено 2 000 новых уроков и 50 000 новых тестов. Образовательной системой «Bilim book» оснащена 451 школа по Казахстану. Было проведено 697 тренингов и 126 вебинаров по Республике и прошли обучение 15 050 учителей.

 

Национальная платформа открытого образования

Пилотный проект цифрового образования представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий из систем дистанционного обучения, телеконференций и вебинаров, образовательных курсов, комплекса проведения онлайн уроков, объектно-ориентированного программирования, робототехники, 3D моделирования и печати, удаленной сдачи и приема экзаменов.

Система дистанционного обучения базируется на платформе meet.mail.kz, позволяющая собирать виртуальные классы и проводить занятия по любым предметам удаленно. Например, если учитель территориально находится в другом городе, либо ученик по каким-либо причинам не может присутствовать в классе.

Уникальность системы заключается в одновременной трансляции учебно-методического материала, интерактивной доски, класса, а интеллектуальные камеры высокого разрешения, ориентируясь на радиомаркер, находящийся на педагоге, может отслеживать его местоположение в пространстве, тем самым всегда держа в фокусе преподавателя. Подобная система позволяет проводить видеоконференции, открытые уроки, а также являться прокторингом в онлайн-экзаменах.

Вещание учебного процесса может идти как онлайн (через ресурс media.mail.kz в режиме stream), так и локально, записывая уроки на память диска, тем самым создавая базу знаний. Доступ к записи учебного процесса можно получить в любое время по желанию и использовать для контроля качества преподавания или повторения предыдущего материала, либо для методических планов.

Интеграция образовательных курсов и учебных программ поможет заменить преподавателя в случае его отсутствия, либо стать дополнением к материалу, подготовленным учителем, а система дистанционного обучения зафиксирует активность виртуального класса: сколько чистого времени было потрачено на подачу учебного материала, какова активность аудитории, сколько времени ученики отвечали на поставленные вопросы, кто являлся самым активным и каково количество правильных ответов. Аналитика является настраиваемой.

Еще одним немаловажным фактором аппаратно-программного комплекса является командное выполнение задания.

Примером может послужить класс информатики. Ученики в классе разделаются на программистов, 3D-дизайнеров и системотехников. Системотехники отвечают за создание какого-либо механизма, 3D-дизайнеры переводят его в цифровой формат, а программисты решают задачи по его автоматизации. Конечный механизм тестируется виртуально на интерактивной панели, после чего через 3D-принтеры распечатываются детали, интегрируются управляющие платы, загружается программное обеспечение и в итоге из виртуального механизма получается реальный.

Национальная платформа открытого образования является уникальной площадкой для дистанционного и онлайн образования, повышения квалификации преподавателей, подготовки специалистов и проведения открытых уроков и семинаров. Платформа также будет интересна и родителям школьников, начиная от наблюдения за учебным процессом и заканчивая проведением родительских собраний в режиме онлайн.

Пилотный проект платформы был запущен на на базе алматинской гимназии №134. Проект осуществляют казахстанские разработчики и интеграторы при поддержке Министерства образования и науки, Управления образования Алматы и Национального портала электронного сервиса «Mail.KZ».

 

«Реестр выпускников»

Проект предоставляет возможность проверить подлинность документа об окончании высшего и послевузовского образования в режиме онлайн, что позволяет повысить качество образования за счет обеспечения общественности достоверной информацией о выпускниках. В случае не обнаружения данных через модуль можно отправить запрос на занесение данных о дипломе в образовательное учреждение, выдавшее документ об образовании, а в случае обнаружения ошибок в данных выпускника - возможность отправить запрос на корректировку данных. Системой предусмотрена возможность поиска сведений о выпускнике двумя способами: по выпускнику и по документу (ИИН, ФИО, ВУЗ, Специальность и прочее).

Процесс отправки заявлений весьма удобен и осуществляется через ЭЦП, что обеспечивает подачу заявления непосредственно самим выпускником. После отправки заявлений «Заявление на корректировку данных в реестре» и «Заявление на занесение данных о выпускнике в реестр» система на электронный адрес заявителя отправит сообщение с уведомлением о принятии заявления на рассмотрение.

После положительной обработки заявления система синхронизирует карточку выпускника с системой соответствующего ВУЗа через интеграционные взаимодействия. По результатам обработки также на электронный адрес отправляется уведомление о результате обработки поступившего заявления.

Все это стимулирует борьбу с производством и использованием поддельных дипломов через легкий доступ к проверке на подлинность. Также наблюдается снижение бумажного документооборота и обеспечение соответствующей экономии бюджетных средств, обеспечение работодателей достоверной информацией о наличии квалификации у кандидатов на должность.

 

Цифровые образовательные ресурсы

Для повышения качества знаний учащихся в школах применяются цифровые образовательные ресурсы на трех языках - казахском, русском и английском.

Доступ к указанным цифровым ресурсам получили все школы. Цифровые ресурсы доступны в online и offline режимах (6100- online, около 1000- offline), т.е. учитель - предметник берет готовый видеоматериал, и на уроке включает его для объяснения или закрепления учебного материала.

Платформа постоянно совершенствуется и обновляется.

Самые посещаемые предметы на казахском: Математика с 1-4 классы, Қазақ әдібиеті, Химия. На русском: Аудиохрестоматия, Русская литература, Симуляторы. На английском: Mathematics. Physics. Chemistry.

На сегодняшний день, внедрено 2 000 новых уроков и 50 000 новых тестов. Проведено 697 тренингов и 126 вебинаров по стране и прошли обучение 15 050 учителей. Также в целях повышения учителями качества применения информационно-коммуникационных технологий открыты пять ресурсных центров в Астане, Алматы, Шымкенте, Талдыкоргане и Уральск.

Для реализации поручения премьер-министра Бакытжана Сагинтаева по итогам визита в США с сентября 2017 года прошла апробацию образовательная система «Bilim book» в сельских школах Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей.

Пилот включал в себя оснащение классов персонализированным контентом на казахском, русском и английском языках на специализированных интерактивных планшетах. К интерактивным планшетам были предоставлены устройства - шкаф для хранения и зарядки компьютерной техники. Дополнительно ежемесячно совместно с методистами проводились тренинги по применению образовательного устройства и инструментов ИКТ.

На сегодняшний день оснащена 451 школа по Казахстану.

Основываясь на отзывах учителей отмечается высокий результат пилотного проекта «Bilim book». В частности, педагоги отметили повышение уровня успеваемости за счет улучшения качества освоения учебного материала. Также особую важность данной образовательной системы отмечают в возможности использования образовательного контента без интернета.

Проведение пилотного проекта было совместно с компанией Microsoft и ведущими производителями планшетно-компьютерных устройств Lenovo, а также Acer.

Цифровые образовательные ресурсы позволят сократить разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами, обеспечение равного доступа к образованию.

 

 

<<< Назад