Экономика Казахстана адаптировалась к мировой нестабильности
Всемирный банк представил отчет о состоянии экономики Казахстана и ее перспективах в 2017 году. Эксперты ВБ считают, что на фоне общемирового замедления республика начала постепенно восстанавливать свои позиции и приспособилась к кризисным явлениям.
В 2016 году экономика Казахстана продолжила переживать последствия затянувшегося спада мировых цен на нефть и слабого внутреннего спроса. Реальный рост ВВП снизился с 1,2% в 2015 году до 1% в 2016 году.
Дефицит счета текущих операций увеличился в результате снижения цен на нефть и добычи нефти. Однако он был более чем скомпенсирован увеличением притока прямых иностранных инвестиций, в частности в расширение нефтяного производства. Улучшение платежного баланса в целом позволило Национальному банку частично пополнить свои валютные резервы, которые были использованы для финансирования валютных интервенций в предыдущие годы.
Частное потребление существенно сократилось в 2016 году из-за эффекта от обесценивания национальной валюты, который привел к повышению уровня инфляции в среднем до 14,6% и снижению покупательской способности домохозяйств. Официальные данные указывают на снижение средней реальной заработной платы на 0,9% в 2016 году.
Стремясь поддержать внутренний спрос и ненефтяную экономику, власти продолжили проведение стимулирующей макроэкономической политики в 2016 году. В связи со снижением темпов экономического роста Правительство отложило планируемую фискальную консолидацию и продлило меры поддержки экономики, финансируемые за счет Национального фонда и дополнительного заимствования.
Программа поддержки экономики сосредоточена на стимулировании внутреннего спроса на основе роста заработной платы в государственном секторе и социальных выплат, продолжения субсидирования субъектов квазигосударственного сектора (СКГС) и предприятий малого и среднего бизнеса, а также в последнее время развертывания дополнительной поддержки банковского сектора.
«Согласно нашему прогнозу, экономическая активность будет постепенно повышаться по мере восстановления цен на нефть и постепенного увеличения объемов добычи нефти, однако рост ВВП будет оставаться ниже, чем до 2014 года. Предполагается, что ненефтяная экономика будет расширяться, чему будет способствовать постепенное улучшение настроений инвесторов и доверия потребителей, которое поддержит внутренний спрос. По мере того как инфляционный эффект от обесценения национальной валюты сойдет на нет, ожидается, что реальная заработная плата и покупательная способность населения улучшатся. Это, конечно же, отразится на сокращении бедности, но гораздо меньшими темпами, чем это было ранее», – отметил постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Ато Браун.
Устранить уязвимые места
Уровень инфляции Всемирный банк оценивает в 7,4% в 2017 году, 4,5% в 2018-м и 4,4% в 2019-м по сравнению с 14,6% в 2016 году. Баланс счета текущих операций (процент от ВВП) – -2,4 в 2017 году, -1,4 в 2018-м, -1,2 в 2019-м по сравнению с -6,1 в 2016 году. Общий дефицит бюджета (процент от ВВП): -8,0 в 2017 году, -3,3 в 2018-м, -3,4 в 2019-м по сравнению с -5,3 в 2016 году. Ненефтяной дефицит бюджета (процент от ВВП): -13,2 в 2017 году, -9,2 в 2018-м, -9,1 в 2019-м по сравнению с -10,2 в 2016 году. Чистые финансовые активы (процент от ВВП): 14,6 в 2017 году, 9,3 в 2018-м, 5,4 в 2019-м по сравнению с 25,7 в 2016 году. Уровень бедности (5 долларов в день по паритету покупательной способности): 19% в 2017 году, 18,1% в 2018-м, 17% в 2019-м по сравнению с 19,8% в 2016 году.
По словам экспертов ВБ, Казахстан планирует устранить уязвимые места в банковском секторе путем рекапитализации крупных банков, обремененных высоким уровнем неработающих кредитов. Национальный банк также начал постепенно ослаблять свою жесткую денежно-кредитную политику по мере снижения инфляционного давления в четвертом квартале 2016 года, но банковское кредитование частного сектора продолжало находиться в депрессивном состоянии.
В среднесрочной перспективе прогнозируется, что темпы роста казахстанской экономики постепенно восстановятся, но останутся ниже уровней, отмеченных до 2014 года (когда по экономике ударило резкое снижение цен на нефть). Реальный уровень роста ВВП будет колебаться в районе 3% в 2017–2019 годах.
В настоящее время уровень цен на нефть, необходимый для достижения консолидированным бюджетом сбалансированной позиции, примерно вдвое выше текущей цены на нефть (брент), равной около $55 за баррель. В результате чистые фискальные резервы уменьшатся еще больше, оказывая тем самым неблагоприятное воздействие на среднесрочную фискальную устойчивость, если Правительство будет дальше поддерживать ненефтяной дефицит на высоком уровне. Результаты простого моделирования показывают, что запас чистых финансовых активов может быть полностью истощен (то есть валютные активы Национального фонда будут равны общему правительственному долгу) к 2020 году, если Правительство будет поддерживать ненефтяной дефицит на уровне около 9% ВВП в 2018–2020 годах.
Адаптация к новым реалиям должна быть завершена
С учетом прогнозируемого постепенного восстановления цен на нефть и дополнительного производства на месторождении Кашаган, которое более чем компенсирует уменьшение традиционного производства нефти, доходы от экспорта увеличатся и положительно отразятся на счете текущих операций и бюджетном балансе. Тем не менее так как прогнозируемый уровень цен на нефть будет оставаться низким на уровне 55–60 долл. США за баррель, оба баланса будут поддерживаться в дефиците.
В долгосрочной перспективе стремление Казахстана к более устойчивому и сбалансированному росту экономики потребует завершения адаптации макроэкономической политики к новым реалиям, решения накопившихся проблем СКГС и финансового сектора, а также стимулирования развития более активного, ориентированного на экспорт и продуктивного частного сектора.
Сельскохозяйственный сектор является важной частью усилий Казахстана по диверсификации экономики и созданию рабочих мест. Президент Назарбаев назвал сельское хозяйство «новой движущей силой экономики» в своем Послании к народу в 2017 году.
Во Всемирном банке считают, что на самом деле, у Казахстана – огромный потенциал по увеличению дохода в сельской местности, созданию рабочих мест и повышению экономической диверсификации путем повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора и создания добавленной стоимости продукции путем переработки.
Кроме того, есть значительные возможности для повышения производительности труда в сельском хозяйстве (которая ниже, чем России и Беларуси) и использования незадействованных земель, которые составляют почти 15 процентов пахотных земель и неопределенную площадь пастбищных угодий Казахстана. Казахстан географически хорошо расположен для обслуживания растущих традиционных рынков в регионе, а также новых рынков в Китае, Индии и на Ближнем Востоке. Это вкупе с масштабом имеющихся аграрных ресурсов делает Казахстан потенциально привлекательным для инвестиций местных и иностранных инвесторов.
Казахстан сумел воплотить свой экономический рост
Вместе с тем, несмотря на государственную поддержку сельского хозяйства в течение последних десяти лет, баланс агропродовольственной торговли остается отрицательным. Чтобы сельское хозяйство стало реальным двигателем экономического роста, необходимо существенно повысить темпы развития переработки сельскохозяйственной продукции, которая в настоящее время составляет всего лишь половину всего сельскохозяйственного производства. Учитывая подверженность сектора риску, главным средством повышения сельскохозяйственного производства должен быть рост производительности, основанный на исследованиях, инновациях, распространении знаний и внедрении новых технологий.
Кроме того, вопрос наличия благоприятной среды для развития агробизнеса в Казахстане вызывает обеспокоенность. Во Всемирном банке считают, что повышение привлекательности отрасли для инвесторов должно быть приоритетной задачей политики. Особое внимание следует уделить сокращению барьеров для входа инвестиций (например, получение различных лицензий и разрешений) и ограничений по защите инвестиций (например, ограничения, связанные со справедливым и равным рассмотрением желоб инвесторов).
Также производительность в сельском хозяйстве сильно зависит от государственных инвестиций в сельские дороги, коммунальные службы и коммуникации; производительность существенно снижается, если время движения до рынков превышает четыре часа. Государственно-частное партнерство должно стимулировать рост частных инвестиций в склады, инфраструктуру дистрибуции и перерабатывающие предприятия.
Что касается финансовых ресурсов, международный опыт показывает, что наибольшего роста доступа фермеров к финансированию можно добиться путем развития коммерческих связей между мелкими фермерами и пищевой промышленностью, так как они могут обеспечить мелких фермеров существенным финансированием в рамках структурного финансирования.
В банке подчеркивают, что одной из причин, по которым образцовые антикоррупционные законы и ведомства нередко оказываются неспособными снизить уровень коррупции, децентрализация не всегда способствует повышению качества услуг, оказываемых на муниципальном уровне, а тщательно продуманные меры налогово-бюджетной политики зачастую недостаточны для снижения волатильности и стимулирования долгосрочных сбережений, является асимметрия.
Когда меры политики и технические решения не дают желаемых результатов, в этом принято винить государственные институты, отмечается в докладе. Вместе с тем в нем также подчеркивается, что странам и донорам необходимо взять на вооружение более широкий подход к повышению эффективности управления, чтобы меры политики решали поставленные задачи. Более эффективное управление определяется как процесс, в рамках которого государство и негосударственные субъекты взаимодействуют между собой, разрабатывая и реализуя политику и действуя при этом в соответствии с официальными и неофициальными правилами, определяемыми соотношением сил и структурой власти в обществе.
«Казахстан сумел воплотить свой экономический рост путем инвестирования в человеческий капитал. Однако для поддержания прогресса и преодоления существующих экономических вызовов Казахстану необходимо решить ряд проблем в управлении, которые потенциально могут подорвать устойчивость процесса развития», – отметила директор Всемирного банка по региону Центральная Азия Лилия Бурунчук.
Доклад основан на результатах многочисленных исследований и консультаций, проведенных во многих странах за последние два года, и предлагает принципы, которыми следует руководствоваться в процессе проведения реформ и изменения динамики государственного управления в интересах справедливого развития.
Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы
LITER.KZ