Вход
 
Об 1С:ИТС
Тест-драйв
Заказать ИТС
Задать вопрос
Обновить ПО
Оценить 1С
Календарь бухгалтера
Последние результаты поиска
Подписаться на рассылку
  1. Главная
  2. Новости
  3. Март 2017
  4. Когда «Кредит24» станет первой казахстанской компанией-единорогом  

Назад

Когда «Кредит24» станет первой казахстанской компанией-единорогом  

Дата публикации 30.03.2017

Основатель и директор компании рассказывает о предстоящей экспансии в Юго-Восточную Азию.

Казахстанские стартапы начинают осваивать внешние рынки. Основатель и директор «Кредит24» Алексей Сидоров в интервью «Капитал.kz» рассказывает о предстоящей экспансии сервиса онлайн-кредитования в Юго-Восточную Азию.

— Алексей, предлагаю начать с итогов финтеха в Казахстане. Как отрасль закончила 2016-й?

— Ранее Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА Казахстан») и «Казахстанская Ассоциация ФинТех» анонсировали исследование рынка онлайн-кредитования в Казахстане. Основные тезисы исследования таковы — за 3 года с момента запуска первого сервиса оборот в секторе достиг 12,4 млрд тенге. Это примерно 0,3% от всего рынка потребительского кредитования в Казахстане. Охват — 350 тысяч контрактов. Количество займов, выданных в ушедшем году, составило почти 240 тысяч единиц (67 тысяч в 2015 году — рост почти 358% - прим. редакции). Совокупный портфель игроков рынка на начало 2017 года составил почти 3,1 млрд тенге, против 914 млн тенге на начало 2016 года.

Прогнозы такие: объем кредитования в онлайн-сервисах в течение 3−4 лет может достигнуть 170 млрд тенге, а клиентами подобных сервисов могут стать до 2,5 млн казахстанцев.

— Хорошие итоги. И хорошие перспективы. Кстати, в прошлом году вы привлекли весьма крупную сумму от внешнего инвестора. На какие цели?

— Эти средства нужны были для финансирования нашей основной деятельности, то есть, для пополнения кредитного портфеля. Любой бизнес микрокредитования, коим мы и являемся, нуждается в источниках фондирования. Кроме того, мы инвестируем средства в усовершенствование своей ИТ-платформы, в маркетинг. Впрочем, две последние статьи расходов не такие большие — самое главное — это расширение нашего кредитного портфеля. В условиях, когда компания очень быстро растет — это критически важно для нас.

— На каких условиях вы привлекли эти средства?

— Здесь я сильно ограничен соглашением о конфиденциальности сделки. Я лишь скажу, что сумма сделки составила $2 млн.

Тут есть еще одна предыстория. Нам, по сути, становится тесно в Казахстане, мы намерены выходить на перспективные рынки Юго-Восточной Азии. И для этой экспансии тоже потребуются деньги.

— Расскажите о своих планах в Юго-Восточной Азии?

— Мы сделали исследование и выбрали несколько перспективных стран в Юго-Восточной Азии, и более того, совершили турне по этим странам. В результате мы выбрали страну, с которой и решили начать свою экспансию. Сейчас мы регистрируем компанию на территории этой страны.

— А можно чуть подробнее. Вы можете назвать эту страну?

— Мы изучили четыре рынка Юго-Восточной Азии, которые показались нам привлекательными. Это Индонезия, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. Изучили потенциальный спрос на наш продукт на этих рынках, вопросы регулирования, культуру населения в части использования кредитных продуктов, существующую инфраструктуру — это ИТ и банки, проникновение Интернета и мобильной связи. Плюс мы еще смотрим на макроэкономические показатели — ВВП, ВВП на душу населения, рост экономики, размер аудитории underbanked, которая не пользуются традиционными банковскими услугами.

В этом регионе самые быстрорастущие экономики — это Филиппины и Вьетнам. Самый большой по численности рынок — Индонезия — это четвертая страна в мире. Самый маленький по численности, но самый развитый и с точки зрения доходов на душу населения, и с точки зрения регулирования банковской системы — это Малайзия. В итоге мы решили начать с Вьетнама.

— Каким образом вы будете туда заходить? Создавать СП? Либо регуляторные нормы позволяют создавать компанию со 100% иностранным капиталом?

— Вы правильно заметили, в некоторых странах Юго-Восточной Азии есть регуляторные нормы, которые не позволяют создавать компанию со 100% иностранным капиталом. Во Вьетнаме мы будем создавать совместное предприятие.

— Насколько велик рынок подобных услуг во Вьетнаме?

— Рынок большой, население страны — около 90 млн. Экономика очень стабильно растет — в среднем в год около 7%. При этом, процент населения, которое находится вне банковских услуг, велик. В двух крупнейших городах Вьетнама проживает около 35 млн человек — и эта огромная концентрация нам тоже на пользу. То есть вся аудитория потенциальных клиентов нашего сервиса в 5−7 раз больше, чем та, которая есть в Казахстане. Для нас это огромный рынок.

— А какова конкуренция на этом рынке. И есть ли она вообще?

— Не так много, но есть. Достаточно быстро растут банки, и они начинают работать с новыми для себя аудиториями. Впрочем, нас это не пугает — они не способны удовлетворить весь спрос.

— Насколько развита во Вьетнаме финансовая культура?

— Вьетнамцы довольно ответственно относятся к долгам. Они обязательны, качество кредитного портфеля в банках довольно высокое. И, разумеется, чтобы найти самых лучших клиентов на рынке мы будем использовать все свои ноу-хау, разработанные здесь, в Казахстане в части того же кредитного скоринга и digital-маркетинга.

— Получается этакий трансферт технологий из Казахстана в Юго-Восточную Азию…

— Да, это так. И знаний, и экспертизы, и технологий.

— Когда вы намерены запуститься во Вьетнаме? Будете ли привлекать инвесторов?

— Уже в этом году. Сейчас мы работаем над детальным планом. Пока мы справляемся своими силами, без привлечения инвесторов.

— Как обстоят дела во Вьетнаме с точки зрения уровня проникновения Интернета, мобильной связи. Насколько понимаю, это ключевой вопрос вашей экспансии…

— Уровень проникновения Интернета и мобильной связи достаточно высокие. И продолжает расти. Более того, то же самое можно сказать и о всех ранее названных четырех рынках. Критическая масса пользователей уже имеется. И мы можем вести бизнес полностью в цифровой среде. Так, как мы это делаем и в Казахстане.

— Обычно мы импортировали компетенции — западные стартапы, идеи, технологии. А здесь своя, казахстанская компания выросла настолько, что готова их экспортировать. Как вы это прокомментируете?

— Знаете, я считаю, что мнение, что если ты, мол, хочешь расширяться, то должен смотреть на близлежащий рынок — не верно, не актуально. Сейчас, обладая компетенциями, нет разницы в какой стране ты будешь делать технологичный бизнес. Все ближайшее окружение в Центральной Азии, перспективы которого мы изучили, привело нас к мысли, что нам здесь будет очень скоро также тесно, как и в Казахстане сейчас. Я не говорю уже о регуляторных и политических рисках. Тот же Узбекистан, который является самым многочисленным по населению в Центральной Азии, так вообще для нас закрыт.

Что касается компетенций, то у нас нет в них недостатка. Знания во всех направлениях онлайн-бизнеса сейчас доступны для всех желающих через онлайн-тренинги и практические конференции. Кроме того, наша команда имеет практический опыт создания интернет-стартапов. В нашей группе работает около 70 человек, много очень талантливых ребят. Плюс на нашем рынке есть много перспективной молодежи, которую мы стараемся привлечь в компанию. При этом, мы понимаем, что есть компетенции, которые мы не найдем в Казахстане. Например, в части аналитики Big Data, машинного обучения и т. д. Но мы всегда можем привлечь такую экспертизу с внешних рынков — из Европы, США.

— Алексей, менее года назад вы сказали, что хотели бы стать первой казахстанской компанией-единорогом, то есть, стартапом с капитализацией более 1 млрд долларов США. Есть какие-то обозримые сроки для выхода на этот уровень?

— Да, конечно, есть — 5−7 лет. Я считаю, что эта цель вполне достижимая. Раньше единороги строились 10 лет, потом 7 лет, позже — 5 и даже меньше. Сейчас время сжимается за счет использования технологий и проникновения Интернета, поэтому, и срок создания таких компаний существенно уменьшается. И выход на внешние рынки для нас — это важный шаг в этом направлении. При этом, совсем не обязательно быть во всем мире, достаточно выбрать верную стратегию. Для нас стратегия — это нужный людям продукт и быстро развивающиеся рынки с большой плотностью населения, как те, которые я озвучил ранее. Единорогом можно стать, присутствуя на 4−5 рынках.

АВТОР
Александр Галиев
KAPITAL.KZ

         
Подпишитесь на новости

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;
Push-уведомленияЧто это такое?
 
Подключить 1С:ИТС Получить консультацию
Информационная система 1С:ИТС
    Инструкции по учету в программах 1СИнструкции по разработке на 1СКонсультации по законодательствуКниги и периодикаСправочная информацияБаза нормативных документов

    Новости1С:ЛекторийОтзывы об ИТС

    Facebook Twitter VK