Нужно ли платить за штрафстоянку
На штрафстоянках Астаны находятся 1 429 автомобилей.
Владельцы автомашин, угодивших на одну из штрафных стоянок столицы, не должны платить за ее местонахождение там. Содержание штрафстоянок Астаны предусмотрено местным бюджетом, а потому не предполагает дополнительной оплаты. Об этом съемочной группе портала Kazpravda.kz рассказал старший инспектор организации дорожно-патрульной службы МПС ДВД Астаны майор полиции Нуржан Сарсенбаев.
"Нахождение машины на штрафной стоянке бесплатно для ее владельца. Что касается эвакуатора, то если он принадлежит ДВД – платить также не нужно. Но если использовался частный эвакуатор – его эксплуатация, соответственно, должна оплачиваться", – уточнил он, проводя экскурсию по территории одной из спецстоянок столицы.
Юрист Даурен Рахаделов разъяснил ситуацию с законодательной точки зрения.
"Согласно ч. 4 ст. 797 КоАП, хранение задержанного транспортного средства осуществляется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью. Исходя из указанного, данные гражданско-правовые отношения относятся к договору хранения и регламентируются главой 39 Гражданского кодекса. И для того, чтобы взимать плату за хранение задержанного транспортного средства, у государственного коммунального предприятия с владельцем автомобиля должен быть заключен договор хранения, так как законодательством пока не предусмотрено иное", – говорит Рахаделов.
Таким образом, никто не имеет права требовать с владельцев плату за размещение автомобиля на спецстоянке.
Как утверждают юристы, если с автовладельца требуют оплату, то необходимо обратиться в прокуратуру или управление административной полиции. Осуществить это можно в течение двух месяцев.
Но, как сообщили в управлении пассажирского транспорта Астаны, такая ситуация может измениться уже в скором будущем.
"Введение платности станет возможным после внесения изменений в законодательство в рамках второго пакета изменений в нормативно-правовые акты", – заявили в управлении.
Такая мера, считают в УПТ, позволит решить вопрос длительного хранения автомобилей, а также снизить расходы местного бюджета за счет использования полученных средств на содержание штрафстоянок.
"По действующему законодательству возможен следующий вариант – автовладелец должен будет оплатить присутствие своей автомашины на штрафстоянке в случае, когда судебное производство по допущенному им нарушению ПДД завершилось и авто освобождено. Хозяину придется платить за дальнейшее хранение транспорта", – пояснили в Управлении.
Между тем в ходе беседы с майором Сарсенбаевым выявилась другая, не менее значимая проблема по данной теме – в столице функционируют всего две штрафных стоянки, и обе уже превысили лимит вместимости автомашин.
"В данный момент на штрафстоянке по ул. Алаш находится 781 автомашина при вместимости 541 автомобиль. Штрафстоянка по проспекту Тлендиева рассчитана на 600 машиномест, но там также уже превышен допустимый лимит – 648 автомашин", - говорит Сарсенбаев.
Основная причина – нежелание автовладельцев забирать своих железных коней. По словам блюстителя порядка, некоторые из машин здесь находятся годами. Поскольку автомобили являются частной собственностью, полиция попросту не имеет права осуществлять с ними какие-либо манипуляции.
"Автомашина – это частная собственность, и мы не можем принять радикальные меры. Поэтому мы до последнего ищем владельцев "застоявшихся" автомашин и рекомендуем забрать их. Откровенно говоря, многие из них обещают это сделать, но в итоге не забирают. Такие машины так и будут стоять здесь, поскольку какого-то определенного срока списания у них нет", – говорит он.
Слова майора подтверждает и старший контролер штрафной стоянки Боранкул Жакенов. По его словам, чтобы как-то справиться с наплывом машин, некоторые давно выбывшие из строя и не подлежащие восстановлению агрегаты приходится выстраивать в два этажа по периметру стоянки.
"В 2015 году было расширение стоянки, так как уже тогда не было мест. Расширили на 40 метров в каждую из сторон. Но больше мы не можем, поскольку дальше уже чужая территория. Здесь акимат уже не может нам больше выделять дополнительное место, поэтому это является проблемой. Уже сейчас стоянка перегружена, не знаю, что будет в будущем..." – разводит руками Жакенов.
На штрафстоянки Астаны ежедневно доставляются как минимум 20 машин. Но самая большая проблема заключается именно в безхозных автомобилях.
"К нам доставляется много безхозных машин, в частности после ДТП. Или возле дома кто-то оставит машину и не забирает ее совсем. Люди возмущаются, а куда ее убирать? Только на штрафную стоянку. На этой стоянке стоят порядка 70 машин, хозяев которых мы не можем найти. Раньше машина передавалась по доверенности, предыдущий хозяин, возможно, уехал. А по доверенности люди не могут ее забрать, так как истек срок. В результате машина стоит здесь и гниет", – говорит он.
В городском управлении пассажирского транспорта заверили, что знают о данной проблеме и готовят специальный проект с целью ее решения.
"В настоящее время предоставлен отвод на земельный участок площадью 5,14 га в районе жилого массива Коктал-2 (спецЦОН) для проектирования и строительства штрафстоянки, ведутся предпроектные работы. Проектируемая стоянка может вместить более 1 000 машин, включая грузовой и легковой автотранспорт", – сообщили УПТ.
Что касается возможности утилизации превратившихся со временем в обычный металлолом машин, то, как сообщили в УПТ, решение об утилизации транспортного средства может принять только собственник. Чиновники считают необходимым внедрить механизм стимулирования собственников к изъятию своих транспортных средств со штрафстоянок.
В разговоре с майором Жакеновым был затронут еще один очень насущный вопрос – многие автолюбители, в случае если их железный конь попадает на штрафную стоянку, переживают за его сохранность. Как отметил контролер, такие переживания абсолютно беспочвенны, поскольку момент доставки автомобиля строго фиксируется.
"Случаев претензий к нам со стороны автовладельцев по поводу ненадлежащего состояния их машин еще не было. Водители доставляются на медицинское освидетельствование, затем мы вместе смотрим состояние автомашины. Если он согласен с комплектацией и с имеющимися повреждениями, он расписывается в специальном документе приема машины. Прием машины должен осуществляться в присутствии ее хозяина, чтобы затем не возникало недоразумений. За ценности и документы мы ответственность не несем, а все остальное, включая груз и комплектацию машины, – мы за это отвечаем. В случае если машина доставляется к нам без хозяина, к примеру после ДТП, мы производим фотофиксацию ее состояния в присутствии инспектора дорожной полиции и свидетеля", – подчеркнул он.
В завершение уточним, в каких случаях сотрудники дорожной полиции имеют право эвакуировать вашу машину на штрафстоянку. Как рассказал Юрист Даурен Рахаделов, согласно пп. 1) ч. 1 ст. 797 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется при совершении нарушений, предусмотренных рядами статей, в том числе и ст. 590, 591, 592, 593, 594, 595, 596, 597, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 606, 607, 609, 610, 611, 612, 613 КоАП.
В их числе: нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств; управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления; нарушение правил эксплуатации транспортных средств; нарушение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов; несоблюдение правил перевозки грузов; в случае отказа или неявки нарушителя (или участника производства) в орган, рассматривающий дело о правонарушении, без уважительной причины, обусловившей отложение разбирательства по делу; в случае ДТП, когда есть пострадавшие; в случае управления автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в случае отказа от прохождения освидетельствования на опьянение и другие случаи.
Аналогичная мера пресечения применяется в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранцам или иностранным юридическим лицам, нарушившим Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении, за осуществление автомобильных перевозок на территории Республики Казахстан автотранспортными средствами, зарегистрированными в иностранном государстве (незаконное), и в случае несоблюдения правил перевозки пассажиров и грузов.
"В случае нарушения указанных норм административного законодательства РК уполномоченное должностное лицо вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), до устранения причин задержания", – отмечает эксперт.
Рахаделов также посоветовал автолюбителям обращаться к юристам, в случае возникновения спорных ситуаций.
"Конкретного сборника норм и законов касательно эксплуатации автомобиля и ответственности за него не существует. Ну а с юридической точки зрения, автолюбителю, который считает, что его права нарушены, лучше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам", – заключил он.
KAZPRAVDA.KZ