Вход
 
Об 1С:ИТС
Тест-драйв
Заказать ИТС
Задать вопрос
Обновить ПО
Оценить 1С
Календарь бухгалтера
Последние результаты поиска
Подписаться на рассылку
  1. Главная
  2. Новости
  3. Январь 2017
  4. Налог с продаж вместо НДС: надо ли?

Назад

Налог с продаж вместо НДС: надо ли?

Дата публикации 27.01.2017

В большинстве западных стран используется механизм НДС.

В мае 2015 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил министерству финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость (далее — НДС) налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж явилась необходимость улучшения и унифицирования нормативной базы процедур налогового и таможенного администрирования, что в конечном итоге повысило бы качество оказания государственных услуг, сократило бы административные барьеры, время и ресурсы налогоплательщиков.

В связи с этим необходимо отметить, что в большинстве западных стран используется механизм НДС, хотя в некоторых развитых странах, например, в США, применяется механизм налога с продаж. В таких странах отличаются в основном ставки налога, и в то же время предусмотрены льготы для различных категорий товаров и услуг, которые законодательно освобождаются от данного налога.

Налог с продаж (НП) по сути является налогом на конечную реализацию. Система зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж не применяется. При этом налог с продаж, в отличие от НДС, может иметь каскадный эффект в зависимости от применяемого подхода.

Так, при классической схеме налог с продаж не взимается на каждом этапе добавления стоимости, а применяется только при продаже конечного продукта конечным потребителям. При такой схеме налогообложения реализация промежуточных переработчиков/звеньев не облагается и вся налоговая нагрузка ложится на последнее лицо в цепочке реализации. В этой модели налогообложения могут возникнуть сложности с контролем мелких розничных продавцов, которые могут быть заинтересованы в оптимизации налогообложения. Может также существовать сложность в определении того, является ли то или иное лицо промежуточным продавцом, освобождаемым от налога, или конечным продавцом, чьи обороты подлежат обложению налогом с продаж.

В качестве альтернативы может использоваться так называемый каскадный подход к налогообложению, когда налог с продаж применяется на каждом этапе производственной цепочки (производитель сырья ↔ производитель товара ↔ оптовый продавец ↔ розничный продавец). Насколько мы понимаем, казахстанские налоговые органы рассматривают именно такую модель обложения налогом с продаж. При каскадном подходе сумма налога будет зависеть от количества этапов производства товаров: чем сложнее производство, тем больше кумулятивная сумма налога с продаж для конечного покупателя. Как правило, в таких случаях целесообразней рассматривать низкие ставки налога для избежания значительного кумулятивного эффекта на налогоплательщиков.

Для наглядного сравнения налога с продаж и НДС мы смоделировали налоговую нагрузку при гипотетической ситуации, предусматривающей несколько этапов производства и реализации. Ниже представлены схема и таблица с гипотетическими расчетами.

НДС

12%

         

12% НДС режим

Местные поставщики

Вторичный субподрядчик

Основной субподрядчик

Генераль-ный подрядчик

Произво-дитель

Всего

Выручка (без НДС)

5,000 

8,000 

14,000 

24,500 

35,000 

 

Исходящий НДС (12%)

600 

960 

1,680 

2,940 

 —

 

Стоимость покупки (без НДС)

 —

6,200 

8,000 

16,500 

24,500 

 

НДС за нерезидента

 —

 —

 —

300 

 —

 

НДС на импорт

 —

144 

 —

 —

 —

 

Другие расходы

3,500 

1,300 

4,400 

5,500 

6,600 

 

Всего входящего НДС

 —

744 

960 

1,980 

2,940 

 

Всего обязательств по НДС

600 

216 

720 

960 

(2,940)

 

Налогооблагаемый доход

1,500 

500 

1,600 

2,500 

3,900 

10,000 

КПН (20%)

300 

100 

320 

500 

780 

 

Рентабельность продаж

24 

5 

9 

8 

9 

 

Всего КПН + НДС, включая:

900 

316 

1,040 

1,460 

(2,160)

1,580 

КПН

         

2,000 

НДС

         

(420)

             

НП

5%

         

5% НП-режим

Местные поставщики

Вторичный субподрядчик

Основной субподрядчик

(Генеральный подрядчик

Производитель

Всего

Выручка (без НП)

5,000 

8,000 

14,000 

24,500 

35,000 

 

Налог с продаж (5%)

250 

400 

700 

1,225 

 —

 

Стоимость покупки включая НП

 —

6,450 

8,400 

17,200 

25,725 

 

НП за нерезидента

 —

 —

 —

125 

 —

 

НДС на импорт

 —

60 

 —

 —

 —

 

Другие расходы

3,500 

1,300 

4,400 

5,500 

6,600 

 

Налогооблагаемый доход

1,500 

250 

1,200 

1,800 

2,675 

7,425 

КПН (20%)

300 

50 

240 

360 

535 

 

Рентабельность продаж (%)

24 

3 

7 

6 

6 

 

Всего КПН + НП, включая:

550 

450 

940 

1,585 

535 

4,060 

КПН

         

1,485 

НП

         

2,575 

Как следует из примера, при введении налога с продаж в целом налоговые поступления от КПН уменьшились бы, но при этом значительно увеличились бы налоговые поступления от косвенных налогов. Такое увеличение налоговой нагрузки в этом примере приводит к снижению рентабельности практически всех участников производственной цепочки (кроме импортеров). Снижение рентабельности в свою очередь может повлиять на снижение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Также необходимо учесть, что при отмене НДС остается открытым вопрос взимания НДС при операциях между государствами — участниками Евразийского экономического союза. Порядок взимания НДС урегулирован в рамках международных договоров, подписанных Казахстаном.

Сейчас рассматривается вопрос сохранения НДС с совершенствованием налогового администрирования. Согласно докладу министра национальной экономики на заседании Правительства РК по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 5 октября 2016 года, в целях недопущения налоговой и административной нагрузки на бизнес предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС (30 тысяч МРП) по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением: в 2018 году будет понижено до 25 тыс. МРП (53 млн тенге), в 2019 году — до 20 тыс. МРП (42,4 млн тенге) и в 2020 году — до 15 тыс. МРП (31,8 млн тенге). Данное изменение приведет к увеличению числа плательщиков НДС.

В завершение хотелось бы отметить, что 8 декабря 2016 года в своем выступлении на заседании президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что налог с продаж в Казахстане не нужен. Соответственно, полагаем, что решение о целесообразности перехода на налог с продаж должно быть качественно проанализировано и взвешено с учетом экономического эффекта на ключевые секторы экономики Республики Казахстан в долгосрочной перспективе.

Марал Кушенова, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

KAPITAL.KZ

         
Подпишитесь на новости

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;
Push-уведомленияЧто это такое?
 
Подключить 1С:ИТС Получить консультацию
Информационная система 1С:ИТС
    Инструкции по учету в программах 1СИнструкции по разработке на 1СКонсультации по законодательствуКниги и периодикаСправочная информацияБаза нормативных документов

    Новости1С:ЛекторийОтзывы об ИТС

    Facebook Twitter VK