С 11 октября 2016 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, для лиц получающих финансирование из иностранных источников
10 августа 2016 года опубликован Закон Республики Казахстан от 26 июля 2016 года № 11-VI «О платежах и платежных системах». Данный Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования платежных систем, регулирования платежных систем и надзора (оверсайта) за ними, регулирования рынка платежных услуг и контроля за ним, а также осуществления платежей и (или) переводов денег в Республике Казахстан.
Для приведения законодательства в соответствие с Законом РК "О платежах и платежных системах" внесены поправки в некоторые законодательные акты, в том числе и в статьи 14, 20, 77, 557 и 627 Налогового кодекса, предусматривающие предоставление физическими и юридическими лицами, получающих финансирование из иностранных источников, отчетности в органы государственных доходов, а также составление налоговых регистров и ведение определенной базы данных.
Статьей 14 Налогового кодекса (Обязанности налогоплательщика) установлено, что лица и (или) структурные подразделения юридического лица обязаны уведомлять налоговые органы о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, в случае, когда деятельность получателя денег и (или) иного имущества направлена на:
- оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование;
- изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов,
проводимых в коммерческих целях), а также распространение и размещение их результатов;
- сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях;
Кроме того, в указанных случаях, в налоговые органы по установленной форме представляются сведения о получении и расходовании денег и (или) иного имущества, полученных из иностранных источников.
Вышеуказанные требования не распространяются на некоторые категории лиц, в том числе:
- банки второго уровня, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, страховые организации;
- крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу;
- организации дошкольного и среднего образования, организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, а также автономные организации образования и международные школы;
- деньги и (или) иное имущество, полученные в связи с осуществлением адвокатской, нотариальной деятельности, деятельности частных судебных исполнителей, медиаторов, арбитров, оценщиков, аудиторов;
- субъекты квазигосударственного сектора;
- дипломатические и приравненные к ним представительства иностранного государства, консульские учреждения иностранного государства, аккредитованные в Республике Казахстан, а также на их сотрудников;
- деньги и (или) иное имущество, направленные на развитие национальных, технических и прикладных видов спорта, поддержку и стимулирование физической культуры и спорта, а также предназначенные для проведения спортивных мероприятий, в том числе международных спортивных соревнований, спортивно-массовых мероприятий;
- деньги и (или) иное имущество, получаемые на основании международных договоров Республики Казахстан;
- деньги и (или) иное имущество, получаемые в целях оплаты лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур;
- деньги и (или) иное имущество, получаемые в виде выручки по внешнеторговым контрактам;
- деньги и (или) иное имущество, получаемые за организацию и осуществление международных перевозок, оказание услуг международной почтовой связи;
- деньги и (или) иное имущество, получаемые в рамках заключенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан инвестиционных контрактов;
- суммы дивидендов, вознаграждений, выигрышей, ранее обложенные индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты, при наличии документов, подтверждающих удержание такого налога у источника выплаты;
- иные установленные статьей 14 Налогового кодекса или Правительством Республики Казахстан случаи.
Информация и материалы, публикуемые, распространяемые и (или) размещаемые вышеуказанными лицами, за счет средств полученных из иностранных источников должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ (указание) об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов. Эти изменения не касаются тех, кто занимается подобной деятельностью в коммерческих целях и получает внешнеторговую выручку от предпринимательской деятельности, с предоставлением налоговой отчетности.
Пункт 1 статьи 20 Налогового кодекса дополнен подпунктом 25-1), в соответствии с которым будет вестись база данных, о лицах обязанных предоставлять отчетность о получении и расходовании средств, полученных из иностранных источников в порядке, установленном уполномоченным органом.
В пункт 1 статьи 77 Налогового кодекса внесены уточняющие поправки, расширяющие понятие налоговый регистр, а пункты 4 и 4-1 дополнены подпунктом 8) и подпунктом 5) соответственно, дающими право уполномоченному органу устанавливать формы налоговых регистров для отражения информации по получению средств из иностранных источников, а также по их расходованию.
В статью 557 Налогового кодекса внесены дополнения, которые исключают из понятия «налоговая тайна» сведения, подлежащие к размещению в базе данных на Интернет-ресурсе уполномоченного органа.
В статьи 581 и 627 Налогового кодекса, внесены изменения и дополнения уточняющего характера, приводящие их в соответствие с новыми нормативно-правовыми актами.
Кроме того, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях дополнен статьями 460-1 и 460-2 предусматривающих административную ответственность за нарушение порядка представления сведений о получении денег и (или) иного имущества от иностранных лиц, а также за нарушение порядка публикации, распространения и (или) размещения материалов лицами, получающими деньги и (или) иное имущество из иностранных источников.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ВОПРОСАМ МОНИТОРИНГА ИНОСТРАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ВОПРОС: В течение какого времени предоставляются сведения об иностранных средствах?
Физические и юридические лица, в течение 10 рабочих дней после заключения сделки, будут обязаны представлять уведомление, с обязательным заполнением данных о подлежащих получению денег и имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.
Кроме того, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, физические и юридические лица должны будут представлять в органы государственных доходов сведения о получении и расходовании денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства
ВОПРОС: Является ли обязательным уведомление налоговых органов?
Обязанность уведомления налоговых органов установлена статьей 14 Налогового кодекса. Не исполнение такой обязанности влечет установленную законом ответственность.
ВОПРОС: В течение какого периода должны направляться сведения об иностранных деньгах?
Сведения о получении и расходовании иностранных денег направляется в налоговые органы один раз в квартал. В случае если деньги израсходованы в течение одного квартала, то сведения за второй квартал не предоставляются.
ВОПРОС: Все ли граждане и юридические лица обязаны уведомлять налоговые органы о получении средств от иностранцев?
Статьей 14 Налогового кодекса установлены конкретные критерии. Так, уведомления в налоговые органы предоставляют лица, заключившие сделки о получении денег и (иного) имущества от иностранных источников и направленные на следующие цели:
оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование;
изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов, в коммерческих целях), а также распространение и размещение их результатов;
сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.
ВОПРОС: В случае наличия ошибок в направленных сведениях возможно ли внести изменения?
Внесение изменений производится путем представления дополнительной формы сведений или уведомления.
ВОПРОС: В каком формате направляются уведомления и сведения?
Форма уведомления и сведений утверждена приказами Министра финансов Республики Казахстан. Формат выдержан в стиле форм налоговой отчетности, т.е. формы просты и понятны. Представить сведения возможно в порядке, предусмотренном для налоговой отчетности, т.е. явочно или же по электронным каналам связи, используя электронную цифровую подпись.
ВОПРОС: Есть ли ограничения на суммы денег или имущество?
Закон не имеет ограничивающей функции. Суммы денег, подлежащих к получению, не ограничиваются. Закон лишь устанавливает требования о предварительном уведомлении о получении средств и последующем информировании о расходовании денег.
ВОПРОС: Обязан ли адвокат отчитываться перед налоговым органом?
В случае если финансирование связано с предпринимательской деятельностью адвоката, то по таким операциям сведения не предоставляются. Это прямо предусмотрено в статье 14 Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс).
ВОПРОС: Какие лица не представляют сведения в налоговые органы о полученных иностранных средствах?
Статьей 14 Налогового кодекса предусмотрены исключения для конкретно определённых лиц. Например, под действия закона не подпадают, адвокаты, нотариусы, дипломатические представительства, организации дошкольного и среднего образования.
ВОПРОС: Какой порядок устанавливается для распространения информации?
Информация и материалы, публикуемые, распространяемые за счет иностранных средств должны содержать сведения о лицах сделавших заказ, указание об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов за счет средств иностранных государств, иностранцев и лиц без гражданства.
ВОПРОС: Может ли налоговый орган отказать и не выдать разрешение на получение иностранных средств?
Таких полномочий у налоговых органов нет. Более такого, такое разрешение не требуется, достаточно лишь уведомить за 10 дней после заключения сделки о получении денег и (или) иного имущества.
ВОПРОС: Закон устанавливает дополнительную налоговую нагрузку?
Согласно нормам Налогового кодекса предоставляемая информация не включается в налоговую отчетность, и не будет нести дополнительную нагрузку. Реализуемые меры носят уведомительный характер и не ограничивают права налогоплательщиков, нацелены на создание прозрачной процедуры получения, расходования средств, а также исполнение международных обязательств.
ВОПРОС: Где и какая информация будет публиковаться?
Информация о лицах – получателях денег и (или) имущества из иностранных источников, о лицах их предоставивших, сумме полученных средств и иные сведения будут размещаться на интернет портале Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. То есть информацию об объемах и источниках иностранного финансирования, а также о том кто и какую информацию распространяет, теперь сможетузнать каждый желающий.
Информация и материалы, публикуемые, распространяемые и (или) размещаемые вышеуказанными лицами, за счет средств полученных из иностранных источников должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ (указание) об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов. Эти изменения не касаются тех, кто занимается подобной деятельностью в коммерческих целях и получает внешнеторговую выручку от предпринимательской деятельности, с предоставлением налоговой отчетности.
Вопрос: Когда вступают в силу принятые изменения?
Изменения и дополнения вводятся в действие с 11 октября 2016 года
ДГД по г. Алматы