Депутаты Мажилиса РК просят пересмотреть методику подсчета госдолга
Депутаты Мажилиса РК выступили с требованием пересмотреть методику подсчета государственного долга с тем, чтобы внести в учет долг квазигосударственного сектора, в котором государство является 100-процентным акционером, передает корреспондент BNews.kz.
Сегодня в Мажилисе РК министры национальной экономики и финансов презентовали проект Закона РК «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы» и «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2017-2019 годы», а также «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областным бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017-2019 годы».
При обсуждении проектов законов депутаты обратили внимание на высокий государственный долг, который необходимо учитывать при расчете бюджета.
По проекту закона «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы», находящемся на рассмотрении Мажилиса, государственный и гарантированный государством долг, а также долг по поручительствам государства, составляет 10,9 триллиона тенге. Из этой суммы долг правительства составляет 9 триллионов тенге, в том числе внутренний долг - 4,396 триллиона тенге, внешний - 4,68 триллиона тенге. Внутренний долг Национального банка РК указан в размере 1,552 триллиона тенге.
Гарантированный государством долг указан в сумме 232,5 млрд. тг, из них внутренний - 11,636 млрд. тг, внешний - 220,878 млрд. тг. Внутренний долг по поручительствам государства составляет 39,127 млрд. тг.
«Резкое увеличение государственного долга оказывает большое давление на устойчивость бюджета, особенно это опасно для сохранности средств национального фонда. Как правительство планирует в дальнейшем регулировать запросы увеличения внешнего долга?», — задал вопрос депутат Аманжан Жамалов.
Мажилисмен обратил внимание, что Международный валютный фонд оценил рост соотношения правительственного долга РК к ВВП в 2014-2015 годы с 14,7 до 23%. При том, что в развитых странах такие цифры достигают 90-100%. Однако депутат подчеркнул, что эти цифры приводить некорректно, поскольку они характеризуют развитые страны. В сфере ресурсных стран ситуация другая — для Норвегии 28%, для России 18%, для Ирана 17%, Чили 17%. Мажилисмен обратил внимание на различия между структурами экономик сравниваемых стран.
«Сегодня есть определенный рост госдолга, связанный с падением доходов и реализацией ряда программ, мы привлекаем займы длинные, мягкие от международных организаций. Пока мы видим, что правительственный долг на уровне 21%, государственный на уровне 24%. Прогноз на 2017 год связан с тем, что Национальный банк активизировал свою деятельность на внутреннем рынке по выпуску краткосрочных нот (облигаций - прим.агенства), то есть часть этого долга не является постоянной и связана только с осуществлением Нацбанком своих операций. Ваши опасения нам понятны. Сейчас мы пересматриваем планы по выдаче государственных гарантий на реализацию инфраструктурных проектов, готовим оптимизацию этого процесса с тем, чтобы выделить приоритетные направления. Сегодня из нашего общего национального долга - половина внешний, половина внутренний. То есть 10% от ВВП — это внешний долг, что находится в контролируемом параметре», — заверил депутатов министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.
Однако депутаты обратили внимание, что в эти суммы не входит долг квазигосударственного сектора, где государство является 100-процентным акционером.
«В течение пяти лет депутатский корпус просит пересмотреть методики подсчета государственного долга. Мы очень просим, когда вы будете пересматривать политику, чтобы вы пошли нам навстречу и в структуру государственного долга, как это делается во всех странах, включили квазигосударственный сектор», — заметила депутат Гульжана Карагусова.
Напомним, сегодня в Мажилисе РК в рамках Комитета по финансам и бюджету под председательством Гульжаны Карагусовой презентуют бюджетные законопроекты
BNews.kz