"Прозрачные процессы - благоприятный климат" - интервью Даулета Ергожина, председателя Комитета государственных доходов МФ
24 апреля 2015 года Даулет ЕРГОЖИН, председатель Комитета государственных доходов МФ, дал интервью газете Казахстанская правда об изменениях для бизнеса в работе Комитета государственных доходов.
Несмотря на довольно сложные предстоящие годы для мировой экономики, когда на рынках падают цены на энергоносители и в целом замедляется экономический рост, Казахстан поставил перед собой цель войти в число 30 наиболее развитых стран мира. Объявленная руководством страны новая экономическая политика «Нурлы жол» - масштабная программа развития транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, а также малого и среднего бизнеса. Все это потребовало реформы системы государственного управления, направленной на ее модернизацию и повышение эффективности, оптимизацию госаппарата и формирование компактного Правительства РК. В связи с этим в августе 2014 года был создан Комитет государственных доходов Министерства финансов, ключевая задача которого - создание благоприятных условий для ведения бизнеса. В качестве значимых примеров по стимулированию его развития и тем самым созданию рабочих мест можно привести ряд новшеств. Так, для вновь созданных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность по приоритетным видам деятельности, предусмотрены преференции по неуплате корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество. Отныне таким предприятиям будет возмещаться до 30% фактически произведенных затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования, а самое главное - гарантируется стабильность законодательства. Предусмотрены преференции для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) по уменьшению налогооблагаемого дохода. Крестьянские и фермерские хозяйства, а также юридические лица - производители сельхозпродукции, продукции аквакультуры, применяющие общеустановленный порядок налогообложения по объектам налогообложения, имеющимся на праве собственности (непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции), освобождаются от уплаты налога на имущество. Необходимо также отметить, что за период функционирования Комитета государственных доходов был проведен ряд реформ по снижению административной нагрузки на бизнес. Теперь ликвидация небольших ИП производится в автоматическом режиме, путем подачи простого заявления. Ряд налоговых услуг можно получить через центры обслуживания населения. Введена система централизированных и унифицированных лицевых счетов налогоплательщиков. Это позволило сконцентрировать информацию по налогоплательщику в одном месте и тем самым значительно сократить время предоставления услуг налогоплательщикам.
С 1 июля более чем вдвое будут сокращены коды бюджетной классификации, то есть упрощена процедура уплаты платежей в бюджет. Это нововведение решит многолетнюю проблему с ошибочно уплаченными суммами и переплатами в бюджет. На постоянной основе работает так называемая рабочая группа «Тайный потребитель», деятельность которой направлена на анализ качества и полноты предоставления услуг населению и предпринимателям, что приведет к постоянному совершенствованию качества услуг.
В соответствии с новой системой управления рисками в случае незначительных нарушений налогоплательщикам будут направляться уведомления или извещения с предложением самостоятельно устранить несоответствия, и только для предприятий высокой степени риска будут назначаться проверки. В 2015 году предусматривается внедрение компьютеризированного аудита (е-аудита), который сократит время непосредственного нахождения проверяющих у налогоплательщика, а также повысит прозрачность и эффективность аудиторских проверок.
Для крупных налогоплательщиков внедряется принцип горизонтального мониторинга, согласно которому налогоплательщик обеспечивает полную прозрачность путем предоставления доступа к данным бухгалтерского и налогового учета налоговым органам. При этом налоговые органы не осуществляют проверки и не проводят доначисления сумм, подлежащих уплате. Для повышения конкурентоспособности бизнеса на международной арене была проведена работа по улучшению таможенного администрирования. Сокращено количество документов, представляемых в таможенную службу КГД при осуществлении внешнеторговых операций. При экспорте теперь нужно представить 3 документа вместо 10, а при импорте - 4 вместо 12. Для облегчения внешнеэкономической деятельности функции по проведению транспортного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, радиационного контроля с февраля текущего года осуществляются только одной службой в лице таможенных инспекторов. Расширяется электронный формат услуг. На стадии тестирования находятся работы по представлению таможенной декларации с использованием электронно-цифровой подписи через Кабинет налогоплательщика. При этом будет максимально упрощено таможенное оформление.
Реализован публичный электронный сервис по таможенным тарифам, где каждый участник внешнеэкономической деятельности может самостоятельно бесплатно получить справочную информацию по определению кода товарной номенклатуры, ставки пошлин и необходимость сбора разрешительных документов. Раньше это можно было сделать платно через брокера. Идет реформирование системы управления таможенными рисками. Происходит переход от оценки риска товара на оценку риска участника внешнеэкономической деятельности на основе его налоговой, таможенной истории и другой информации. Это позволит более точно выявлять рисковые поставки для контрольных мероприятий. В результате вдвое сократится время таможенного оформления грузов и соответственно издержки для бизнеса. Осуществляется консолидация добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и повышение их профессиональности. В рамках этого процесса идет совершенствование института «уполномоченного экономического оператора», то есть оператора, занимающегося внешнеэкономической деятельностью на постоянной основе, получивший данный статус автоматически считается доверенным, и в отношении него применяются упрощенные процедуры таможенного досмотра, так называемый зеленый коридор. С марта текущего года к категории добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых также применяется «зеленый коридор» при таможенном оформлении, были добавлены крупные налогоплательщики, состоящие на мониторинге (300 крупных плательщиков). Также идет модернизация технической инфраструктуры на таможенных постах, которая позволит снизить поток наркотиков в страну и повысить выявляемость контрабандного груза. Все проводимые Комитетом реформы позволят реализовать принцип, озвученный Лидером нации: «Если предприниматель не нарушает законодательство, контрольные органы к нему не приходят». Вместе с тем значительно активизирована работа по защите бизнеса от лжепредприятий и незаконного предпринимательства. Мы придерживаемся мнения, что любое уклонение от уплаты налогов, хищение бюджетных средств это - не построенная больница для наших граждан, не достроенная школа для подрастающего поколения казахстанцев. Так, с созданием Службы экономических расследований в составе комитета значительно повысится эффективность работы по противодействию теневой экономике. Благодаря обмену данными между объединенными подразделениями разработан комплекс превентивных мер для выявления потенциальных лжепредприятий уже на момент регистрации. После чего мерами налогового контроля и уголовным преследованием деятельность преступных групп будет нейтрализована. Оперативное информирование о выявленных фактах уклонения от уплаты налогов, хищения бюджетных средств, ложного и преднамеренного банкротства позволяют предотвратить эти нарушения. Также Комитетом ведется эффективное противодействие деятельности «обнальных» фирм, что сведет к минимуму такие правонарешения. Совместно с банками второго уровня идет работа по снижению наличного оборота, что является индикатором теневой экономики. Так, разработан ряд нововведений, не допускающих возможность обналичивания средств сомнительными юридическими лицами, которые при больших оборотах не уплачивают налоги, не имеют работников, имущества и отсутствуют по юридическому адресу, то есть являются потенциальными лжепредприятиями. Модернизируется институт досудебного расследования, за счет которого в сжатые сроки будет проводиться аудит компаний, определяться подлинность денежных купюр, документов, печатей, что значительно сократит сроки расследования и ускорит исполнение принципа неотвратимости наказания. Результатом перезагрузки деятельности Службы экономических расследований станет создание условий защиты добросовестных предпринимателей. Все эти шаги комитета основываются на прозрачности, понятности процессов, способствующих созданию в Казахстане благоприятного инвестиционного климата, в условиях которого легко и просто вести бизнес, взаимодействовать с фискальной службой. Такие доверительные отношения способствуют как повышению конкурентоспособности бизнеса, так и повышению конкурентоспособности страны в целом.