Пресекая факты уклонения от налогов
С 1 апреля 2014 года Главой государства был объявлен мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Данное решение принято с целью предоставления возможности субъектам бизнеса «без помех» заниматься своей деятельностью и сосредоточиться, непосредственно, на развитии бизнеса после прошедшей девальвации «тенге».
К сожалению, некоторые субъекты предпринимательства такое решение Президента страны приняли, как инструмент для уклонения от уплаты законно установленных налогов и платежей. Поэтому с момента создания нового контролирующего органа Департамента государственных доходов по Мангистауской области был разработан специальный План мероприятий по увеличению поступлений и изысканию дополнительных резервов в государственную казну, при этом не нарушая введенный Главой государства моратория на проверки субъектов предпринимательства.
Наибольший упор в действиях был сделан на проведение камерального контроля налоговой отчетности. В ходе проверок были выявлены многочисленные факты занижения доходов, завышения расходов и т.д.
Так, проведенный анализ субъектов бизнеса которыми были представлены декларации по КПН с нулевыми показателями показал большое количество лиц, которыми ранее в отчетах отражались значительные суммы доходов. Как пример ТОО «С» и «М» на протяжении 2011 и 2012 годов указывали совокупный годовой доход на очень крупные суммы. Однако, в 2014 году в декларации по КПН за 2013 год ими представлены с нулевыми показателями, что вызывает большие сомнение в ее действительности. При этом в ходе налогового контроля установлено, что у каждого из этих предприятий годовой доход составляет более одного миллиарда тенге.
Также нельзя упускать из виду деятельность лиц, участвующих в государственных закупках. Ни для кого не секрет, что зачастую из бюджета выделяются внушительные суммы на реализацию различных проектов. В ходе мониторинга камеральной проверке подвергся каждый налогоплательщик, получивший денежные средства из госказны.
В целом из госбюджета в рамках государственного закупа (без учета государственных предприятий) в 2011 году выделено 41,3 млрд.тенге 1361 лицу; в 2012 году 48,4 млрд.тенге 1450 лицам, в 2013 году – 42,9 млрд.тенге 342 лицам, за 3 квартала 2014 года – 38,6 млрд.тенге 1 215 лицам.
Проверка показала, что некоторые лица госзакупок получая миллиардные суммы, при этом их коэффициент налоговой нагрузки (то есть уплаты налогов) составляет менее среднеотраслевого уровня КНН.
Как пример, 12-ти компаниям были выделены из бюджета денежные средства на общую сумму 39,5 млрд.тенге, при этом в госбюджет от этой суммы налоги и платежи уплачены в размере 986 млн.тенге или 2,0%.
По контролю предприятий занятых в рамках ГПФИИР. В Мангистауской области по Карте индустриального развития в проектах на 2014-2015 годы задейственны 7 субъектов предпринимательства, общий размер инвестиций составил 33 945,3 млн.тенге.
Все данные предприятия подверглись проверкам камерального контроля. При этом были выявлены значительные нарушения. Так, по итогам проверок наблюдаются завышения текущих платежей в декларации по налогу на имущество, завышение вычетов по социальным отчислениям, завышение вычетов по фиксированным активам. Проверочные мероприятия продолжаются, аналогичная работа будет проведена также в отношении субъектов бизнеса, учавствовавших в индустриальной программе «Дорожная карта Бизнеса – 2020».
Карьеры. Мангистауская область является единственным в западной части страны регионом, в котором очень развита добыча полезных ископаемых, в частности, песка, камня ракушечника и т.д.
Департаментом госдоходов при взаимодействии с Инспекцией геологии и сверке данных налоговой отчетности с данными отчета по лицензионно-контрактным условиям выявились расхождения. По итогам визуального обхода числящихся 175 карьеров было выявлено следующее:
- 5 объектов, в которых производилась добыча лицами, отсутствующими в отчете по лицензионно-контрактным условиям (ЛКУ), как имеющими контракт на недропользование;
- 13 объектов, в которых производилась добыча лицами, указанными в ЛКУ с нулевыми показателями;
- 1 объект, в котором шла добыча налогоплательщиком, который признан налоговыми органами «бездействующим», как не представляющих налоговую отчетность более двух лет.
- 14 компаний, осуществляющих добычу, однако не представляющих или представляющих с нулевыми показателями расчет сумм текущих платежей платы за пользования земельными участками.
Данные факты негативно влияют на бюджет региона недопоступлением налогов в бюджет, и что самое немаловажное частными лицами производится добыча полезных ископаемых на территории региона без каких-либо разрешительных документов.
Выявленные факты для принятия мер были направленны в Специализированную природоохранную прокуратуру.
Предпринимательство играет большую роль в экономике области, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Значимость развития малого и среднего бизнеса определяется тем, что оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить реализацию и производство многих потребительских товаров и услуг, решить проблему занятости населения, повышения его уровня жизни.
При этом необходимо внимание на то, что из зарегистрированных в Мангистауской области 42591 субъектов среднего и малого предпринимательства, действующими являются 35 920 единиц или 84%, остальные 6671 субъектов, являются бездействующими:
Сложившаяся отраслевая структура субъектов среднего и малого предпринимательства практически не меняется в последние годы.
Наибольшее количество зарегистрированных субъектов среднего и малого предпринимательства традиционно сохраняется в сфере торговли, доля которых составила 62% от общего количества, в сфере социально-бытовых услуг населения — 22% и лишь 8% в сфере производства. При таких показателях СМБ области еще ряд лет практически остается экономически зависимой от деятельности нефтяных компаний.
Как показывает анализ, именно предприятия сферы малого бизнеса подвержены налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как не постановка на учет в органах государственного дохода, уклонение от сдачи налоговой отчетности, отражение заработной платы на уровне минимальной, используя фиктивные сделки для минимизации налоговой нагрузки, не выдача кассовых чеков.
Ресторанные услуги. По итогам проведенного визуального обхода наиболее часто посещаемых ресторанов нашего города установлено:
Ресторан «К», объект рассчитан на 150 посадочных мест. Стоимость одного банкета в данном ресторане на 30 человек в среднем составляет 256,2 тыс.тенге. Следовательно, при минимальных расчетах в среднем в месяц доход налогоплательщика должен составлять 3 843 тыс.тенге, а за год 46 116 тыс.тенге (без учета праздничных дней когда зал бывает полным). Коэффициент налоговой нагрузки по итогам 2013 года составил 0,2%, при этом среднеотраслевой КНН по ресторанным услугам составляет для ИП 2,6%. Тем самым, в бюджет уплачено налогов в размере 91 тыс.тенге.
Ресторан «П», принадлежащий индивидуальному предпринимателю. В ходе визуального наблюдения установлено, что объект рассчитан на 300 посадочных мест. Стоимость одного банкета в данном ресторане на 30 человек в среднем составляет 410 тыс.тенге. Следовательно, при минимальных расчетах в среднем в месяц доход налогоплательщика должен составлять 6 150 тыс.тенге, а за полугодие 36 900 тыс.тенге (без учета праздничных дней (новогодние баллы, коллективные вечера, профессиональные праздники и др. когда зал бывает полным). В случае применения специального режима по упрощенной декларации, при котором с общего дохода исчисляется только 3%, сумма налогов составит 1 107 тыс.тенге. И это только за полгода. Тогда как налогоплательщиком уплачено в бюджет всего за 2013 год 301,9 тыс.тенге, за 1-е полугодие 2014 года уплачено всего 246,5 тыс.тенге. Также необходимо отметить, что налогоплательщик сообщает только об 11 наемных работниках на весь ресторан, рассчитанный на большое количество посадочных мест (что предполагает большее количество работающего персонала).
Похожие картины наблюдаются и в других пунктах общественного питания ресторанного типа.
Торговые дома и «брендовые» бутики. Проведен камеральный контроль по налогоплательщикам, имеющим брендовые бутики с полным описанием схемы поставки товаров, прохождения таможенных процедур, логистики и реализации в розничной сети.
В г.Актау имеется 10 торговых домов, в которых количество брендовых бутиков составляет 20 единиц. На сегодняшний день проведена отработка по 8 субъектам, осуществляющим реализацию брендовой одежды, косметики, часов, изделии из кожи и парфюмерии.
Из них 6 налогоплательщикам выставлено уведомление по результатам камерального контроля. Суть выявленных нарушений заключается в том, что субъектами малого бизнеса полученные доходы соразмерны или меньше понесенных расходов. Кроме того, в большинстве случаев невозможно установить где был приобретен товар, т.е. товары ввозятся из зарубежных стран без оформления таможенных процедур, так как, физические лица могут свободно перевозить товары на территорию Республики Казахстан без оформления таможенных процедур до 60 кг.
К распространенной схеме уклонения также можно отнести то, что при приобретении товара не составляется документальное оформление и приобретение проходит по наличному расчету. Например: оптовые реализаторы брендовых товаров г.Алматы отказывают потенциальным клиентам выписывать счета-фактуры и требуют производить оплату за наличный расчет, в противном случае товары не выпускаются.
Так, например, бутик «А», принадлежащий индивидуальному предпринимателю осуществляет реализацию брендовой женской одежды. Согласно сведениям таможенной статистики импорт за 2012–2013гг. отсутствует, также отсутствуют поставщики брендовой одежды.
Расходы за аренду торгового места общей площадью 282 кв.м за 2012 год соразмерен задекларированному доходу и составляет 98,5% от всего дохода. При наличии наемных работников КНН составил 2,36%.
Расходы за аренду торгового места за 2013 год соразмерен задекларированному доходу и составляет 91% от всего дохода. При наличии наемных работников КНН составил 2,2%-ов.
Со слов предпринимателя товар ввозит с г.Алматы и покупает товары за наличный расчет без каких- либо документов.
Бутик брендовой мужской одежды принадлежащий ИП «Т», источник происхождения (приобретения) товаров неизвестен. Сведения по произведенному импорту отсутствуют. Расходы за аренду торгового места площадью 72 кв.м за 2013 год составляет 13,1% от всего дохода. При наличии наемных работников КНН составил 1,8%.
По итогам можно подвести также такой итог, раз происхождение товаров не известно, то можно поставить по сомнение качество товара и является ли в действительности товарами представляющий указанную торговую марку.
Импорт плодоовощной продукции. Всем известно, в связи с особенностями климатических условий львиная доля овощей и фруктом в наш регион завозится из вне. Так, за 10 месяцев 2014 года в Мангистаускую область было завезено из третьих стран 41 тыс.тонн плодоовощной продукции на общую сумму 24 млн.долларов США. Общее количество участников внешнеэкономической деятельности осуществивших импорт данных товаров составляет 101 единиц.
Основными странами импортерами сельскохозяйственной продукции являются: Иран, Туркменистан, Азербайджан, Эквадор, Узбекистан, Польша, Кыргызстан, Пакистан. По объему завозимой плодоовощной продукции в тройке лидеров оказались следующие страны:
- Иран – более 18 тыс.тонны, на сумму – 12,8 млн.долларов;
- Пакистан – 6,1 тыс.тонны, на сумму 1,2 млн.долларов;
- Польша – 2,9 тыс.тонны, на сумму 1,6 млн.долларов.
В соответствии с таможенным законодательством компаниями-импортерами, а также индивидуальными предпринимателями уплачивается таможенные платежи и налоги. Вместе с тем, анализ показывает, что стоимость завозимых плодоовощных продукции до конечного потребителя увеличивается как минимум в 4 раза. Таким образом, несмотря на внушительный объем товарооборота, в соответствии с налоговым законодательстом полнота уплаты налогов от получаемого дохода оставляет желать лучшего.
Так, например, ТОО «К» за 10 месяцев текущего года всего завезено плодоовощной продукции на сумму 313,6 млн.тенге. За указанный период компанией в целом уплачен в бюджет 158,1 млн.тенге, из них:
- НДС на товары, импортируемые на территорию РК, кроме НДС с РФ и РБ (105102) – 77,1 млн.тенге;
- НДС на товары ТС, ввозимые с территории РФ (105109) – 38,9 млн.тенге;
- НДС на произведенные товары, работы и услуг (105101) – 18,8 млн.тенге;
- КПН с юр.лиц (101101) — 18,1 млн.тенге.
Берем к примеру томаты, которые завозятся данной компанией из трех стран Азербайджан, Туркмения, Турция. Средняя ввозная цена томата 91 тенге. На рынках города данная продукция продается в среднем по 550 тенге, то есть, от первоначальной стоимости увеличена на 6 раза.
Учитывая стоимость ввозимой продукции можно предположить, что компания получила доход в среднем 1 482,5 млн.тенге. То есть, КНН составила бы 10%.
ИП «К» работающий по специальному налоговому режиму на основе упрощенного декларирования за 10 месяцев т.г. было завезено плодоовощной продукции на сумму свыше 70,0 млн.тенге. За указанный период уплачен в бюджет всего 23,7 млн.тенге, из них только таможенные платежи и налоги составляет 21,5 млн.тенге или 91%. Тогда как, ИПН составляет всего 26 тыс.тенге и соцналог – 49,2 тыс.тенге. Согласно статьи 433 Налогового кодекса РК для данного специального режима предельный размер дохода не должен превышать 27,9 млн.тенге за налоговый период. Таким образом, налогоплательщиком нарушен порядок применения режима и соответственно полнота уплаты налогов в бюджет.
Кроме того, если взять только томаты, то средняя стоимость завозимой продукции составляет 130 тенге. Учитывая розничную стоимость продукта 550 тенге в среднем, то можно увидеть, что она до конечнего потребителя увеличена на 4 раза.
Таким образом, учитывая стоимость ввозимой продукции и допуская, что она реализована минимум в 3-кратной стоимости, можно предположить, что ИП получил доход в среднем на 210,0 млн.тенге (70,0 * 3крат). Также учитывая, что ИП осуществляет свою деятельность по специальному режиму на основе упрощенной декларации, сумма налога составляет примерно (ИПН+Соцналог) на 6,3 млн.тенге (210,0 * 3%). То есть, КНН составила бы 10%.
Отработка по частным домам, проживают без регистрации и не уплачивают налоги по методу «Энергопоток». В Мангистауской области с каждым днем увеличивается количество частных строений. В тоже время не всеми владельцами частных строений производится уплата налога на имущество и земельного налога. Согласно налогового законодательства (пункт 10 статьи 406) налоговой базой по объектам незавершенного строительства, по которым факт эксплуатации установлен в текущем налоговом периоде, является стоимость объектов налогообложения, определяемая органами налоговой службы по состоянию на 1 января года, следующего за годом установления факта эксплуатации.
В связи с чем, в целях изыскания дополнительных резервов по местным налогам с физических лиц проводиться работа по выявлению незарегистрированных домовладений, заключивших договора на потребление электрической энергии и водоснабжение, но не зарегистрированных в органах юстиции. Особенно в отношении тех лиц, потребляющих электроэнергию более полугода.
На сегодняшний день, по результатам сверки установлено 292 частных домовладениий, не зарегистрированных в органах юстиции, основная часть которых являются дома коттеджного типа, расположеные на территории г.Актау в микрорайонах Шыгыс, Толкын и Самал.
Средняя рыночная стоимость домов в указанных микрорайоанах составляет 50 млн.тенге (250-300 тыс.долларов США), соответственно ежегодная сумма потери бюджета по ним по налогу на имущества составляет 57,4 млн.тенге.
Следует отметить, что также согласно налогового законодательства (п.6 статьи 387) по земельным участкам, предназначенным для строительства объектов и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан, базовые ставки налога, установленные налоговым кодексом (статья 381) увеличиваются в десять раз с даты вручения уполномоченным органом письменного предупреждения собственнику или землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и/или необходимости устранения нарушения законодательства РК.
Порядок определения земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Порядок определения земельных участков и представления сведений по таким земельным участкам уполномоченными государственными органами в налоговые органы утверждается уполномоченным органом.
Данная работа проводиться в целом по области.
Автомобильные перевозки. ДГД проведен анализ по автомобильным перевозкам по маршрутам Актау–Акшукур, Актау–Баскудук и Актау–Кызылтобе.
В результате анализа выявлены нарушения налогового законодательства среди налогоплательщиков, осуществляющих пассажирские автоперевозки. Такие как:
- осуществление перевозки без регистрации в качестве ИП по 19-ти физ.лицам;
- применение специального налогового режима по патенту при наличии наемных работников. То есть, согласно утвержденным правилам Министерства транспорта и коммуникаций лица, осуществление перевозки пассажиров, подчиняющегося маршруту, обязаны перевозить пассажиров только автобусами, имеющие две двери и кондуктор. Следовательно, применение патента не приемлем в виду наличия наемного работника. И таких нарушителей выявлено 14;
- не отражение в декларациях сведений о наемных работниках по 6-ти ИП;
- непредставление декларации по плате за эмиссии в окружающую среду, в связи с использованием ГСМ по 20 ИП.
Предоставление жилья в аренду. Совместно с ДВД области проведено мероприятие по выявлению физ.лиц, сдающих в аренду недвижимое имущество без соответствующей государственной регистрации. Охвачены были города Актау, Жанаозен и Мунайлинский район.
По результатам проведенной работы 131 лицо поставлено на регистрационный учет в качестве ИП и уплатили в бюджет 2 295 тыс.тенге, от данных уже индивидуальных предпринимателей в 1 полугодии 2014 года поступило в бюджет 1 318 тыс.тенге.
По всем выявленным и отраженном в материале фактам применены меры налогового контроля.