Отчет об исполнении Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы
Согласно разделу 1 Плана (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ)Плана мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015 – 2025 годы и противодействию теневой экономике, Министерство финансов РК является исполнителем по 14 пунктам (20%), из них:
основным исполнителем по 3 пунктам (21,4%);
соисполнителем по 11 пунктам или 78,6%.
До конца 2016 года планируется реализовать 2 мероприятия из 3-х:
1. Автоматизировать процессы налогового и таможенного администрирования в целях ограничения контакта сотрудников органов государственных доходов с физическими и юридическими лицами;
2. Доработать модуль цен информационной системы «Электронные государственные закупки» на основе данных о закупках государственных органов и объектов квазигосударственного сектора, исключающий разброс цен товаров, работ и услуг, приобретаемых в рамках государственных закупок.
Вместе с тем, запланированное к реализации в 4 квартале 2016 года мероприятие по проработке вопроса внедрения поэтапного декларирования доходов и имущества физических лиц, в том числе декларирования источников расходов на приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, доли участия лицами, занимающими ответственную государственную должность, уполномоченными на выполнение государственных функций и приравненными к ним, а также их супругами выполнено досрочно в 2015 году.
18 ноября 2015 года подписан Закон по вопросам всеобщего декларирования населения, в соответствии с которым с 1 января 2017 года должны сдавать декларацию госслужащие, административный персонал национальных компаний, а также работники гос. предприятий, а с 1 января 2020 года все остальное население страны.
При вхождении в систему декларирования будет сдаваться декларация об активах и обязательствах (форма 250.00), в которой необходимо указать то имущество, которое находится на праве собственности, в том числе квартиры, машины, вклады в банках и т.д. В последующем, население будет сдавать ежегодно декларацию о полученных доходах, приобретенном имуществе.
Лица, которые получили в течение года заработную плату, пенсию, стипендию и не получали других доходов или не продавали недвижимость, будут представлять краткую декларацию на одном листе без указания каких-либо цифр (форма 260.00). Если же у человека круг доходов более шире, то он должен будет представить подробную декларацию (форма 270.00).
Кроме того, с 1 января 2017 года вводятся дополнительные налоговые вычеты. Так, предоставляются дополнительные налоговые вычеты многодетным семьям, имеющим 4 и более детей. Также любое физическое лицо может воспользоваться налоговыми вычетами по расходам на медицинские услуги. Далее – по собственным расходам на обучение и расходам на обучение ребенка, а также по оплате вознаграждений по ипотечным жилищным займам.
Целью перехода к всеобщему декларированию является осуществление эффективного контроля полноты налогообложения, повышение эффективности борьбы с коррупцией и снижение теневой экономики.
В связи с чем, сведения, заявленные в декларациях, будут сопоставлены с расходами, произведенными на приобретение активов (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, доли участия, депозиты и т.д.) как в Казахстане, так и за его пределами и лица, у которых будут выявлены несоответствия будут привлечены к ответственности.
В 2015 году в соответствии с Планом нации по 100 шагам по реализации 5 институциональных реформ Министерством финансов Республики Казахстан как уполномоченным органом в сфере государственных закупок разработан Закон «О государственных закупках» в новой редакции с акцентом на решение проблем предпринимателей и снижение коррупционных рисков, его принятие является одной из антикризисных мер Правительства и Парламента.
Также одними из превентивных мер будут выступать нормы разработанного МФ Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле», целью которого является создание комплексной системы государственного аудита с учетом опыта правоприменительной практики действующей системы финансового контроля. В соответствии c Законом о государственном аудите акцент в работе теперь будет смещен на экспертно-аналитическую деятельность. Как элемент предупреждения внедряется камеральный контроль с использованием функциональных возможностей информационных систем.
Кроме того, внесены поправки в Налоговый и Таможенный Кодексы, направленные на улучшение фискального администрирования без вмешательства проверяющих в деятельность налогоплательщиков.
По исполнению 2 раздела «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ»
В рамках реализации Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ разработаны ряд правовых актов, направленных, в том числе, на противодействие теневой экономике. В рамках Плана разработано 5 проектов Закона, 5 проектов Концепций к законопроектам. Кроме того, подписаны 2 совместных приказа, и разработана методика оценки объемов незаконной деятельности.
В 2015 году Всемирным банком проведено исследование «Влияние общесистемных мер на уровень теневой экономики в Республике Казахстан», которое включает оценку общего размера ненаблюдаемой экономики, разработку рекомендаций, системных и конкретных мер, связанных с уклонением от уплаты налогов, с управлением государственными финансами.
По результатам анализа предполагаемый размер теневой экономики в Казахстане снизился приблизительно с 42,5% в 1999 году до 34,3% в 2013 году. Эта оценка отличается от официальной оценки доли ненаблюдаемой экономики, рассчитанной Министерством национальной экономики РК в 2013 году.
По расчетам Министерства национальной экономики в 2013 году доля ненаблюдаемой экономики в ВВП увеличилась с 19,2% в 2012 году до 27,4% в 2013 году, в том числе доля незаконной деятельности в ВВП составляла 2,3%.
В 2014 году доля ненаблюдаемой экономики в ВВП составила 27,3%, что ниже на 0,1 % чем за 2013 год.
Предложенные экспертами Всемирного банка рекомендации изучаются с целью возможности применения.
В целом, для оценки воздействия общесистемных мер по противодействию теневой экономике, будет проведён комплексный анализ основных причин проявления теневой экономики.
По борьбе с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей
В целях исключения схем уклонения от исполнения налоговых обязательств изменены и дополнены законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогового и таможенного администрирования.
Например, введена норма по обязательности применения электронных счетов-фактур всеми плательщиками НДС для исключения возможности создания схем по уклонению от уплаты НДС. Также прорабатывается вопрос по замене НДС на налог с продаж. Таким образом, создание лжепредприятий будет нецелесообразным.
В целях предотвращения фактов регистрации потенциальных "лжепредприятий" в Налоговом кодексе РК ужесточены требования при постановке на учет по НДС.
В 2015 году эффективность взыскания после проверок выросла почти в 2 раза (с 23,8 до 42,4 млрд.тенге) при увеличении количества всего на 4 проверки.
Хорошие результаты дала проведенная акция «Требуй чек – выиграй приз!». При участии 2 млн.человек, дополнительно зарегистрированы как ИП около 9 тысяч физических лиц и поставлено на учет более 8 тысяч кассовых машин.
С целью стимулирования честности при ведении бизнеса усовершенствован институт уполномоченных экономических операторов. Внедрена новая схема администрирования при импорте товаров, усовершенствована система управления рисками.
В целях снижения теневой экономики при внешнеэкономической деятельности прорабатываются следующие вопросы:
- ведется работа по внедрению электронного декларирования;
-внедрения электронных сопроводительных накладных на импортируемую подакцизную продукцию (алкоголь, ГСМ, сигареты). С 1 января 2017 года предполагается введение электронных сопроводительных накладных на товары при импорте всех товаров и их перемещении по территории республики, с одновременной отменой бумажной формы товаро – транспортной накладной;
- использование модуля «Виртуальный склад» информационной системы «Электронные счета-фактуры», который планируется ввести в пилотную эксплуатацию 1 июля 2016 года.
Также в целях предотвращения отмывания денег, полученных преступным путем, и их легализации через кредитные организации, другие профессиональные участники рынка ценных бумаг и системы моментальных платежей усовершенствована Методика мониторинга и финансового анализа схем «теневых» финансовых услуг в отмывании денег».
По развитию безналичных платежей
Для стимулирования безналичных расчётов банками проводится работа по снижению комиссий обслуживания операций, проводимых посредством РОS - терминалов. На текущий момент предусмотрены индивидуальные тарифы в зависимости от объема операций, проводимых посредством РОS-терминалов. Крупнейшие банки применяют различные программы по привлечению клиентов для осуществления ими безналичных платежей посредством платёжных карточек. Например, возврат определенного процента (%) от суммы платежа в виде бонусов, на которые также можно осуществлять платежи, а также Кэшбак – возврат определенного процента (%) от суммы платежа в виде денег.
Законопроектом «О платежах и платёжных системах» предусмотрены нормы по возмещению держателям платежной карточки суммы денег по несанкционированной операции с использованием платежной карточки.
Кроме того, Национальным банком прорабатывается вопрос о создании межбанковской системы платежных карточек для обслуживания платежей между разными казахстанскими банками.
По эффективному управлению государственными финансами
Для упрощения процедуры государственных закупок и снижения коррупционных проявлений принят новый Закон РК «О государственных закупках», где:
1. внедрен новый способ закупок с применением механизма предварительного квалификационного отбора поставщиков;
2. сокращены этапы их проведения;
3. заказчикам предоставлена возможность осуществлять закупки до утверждения бюджета;
4. введён институт предварительного обсуждения технической спецификации;
5. сокращены основания закупок из одного источника
6. повышены требования к внеконкурсным процедурам.
Проведена работа по повышению функционала веб-портала государственных закупок в части исключения технических неполадок путем совершенствования аппаратно-программного комплекса информационной системы «Электронные государственные закупки». Это позволило обрабатывать одновременно до 40 000 запросов в секунду. Внедрён государственный аудит, основным механизмом которого является предупреждение нарушений на основании экспертно-аналитической деятельности. Вкупе с полной автоматизацией процесса документооборота государственных закупок это позволит акцентировать финансовый контроль на камеральное и точечное своевременное реагирование на основании системы управления рисками.
В 2015 году впервые начаты процедуры горизонтального контроля освоения бюджетных средств для принятия упреждающих мер. Благодаря чему было предотвращено необоснованное использование 2,7 млрд. тенге и защищены права 380 предпринимателей, на 11% больше, чем в 2014 году.
Параллельно органами государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан путём мониторинга расходования средств по закупкам государства и квазигосударственного сектора 434 налогоплательщиков установлены взаиморасчёты с неблагонадёжными контрагентами – поставщиками на 262 млрд.тенге, с предполагаемым уклонением от уплаты налогов на 74 млрд.тенге. Проводится 583 досудебных расследований и уже на сегодня взыскано 15 млрд.тенге.
Сработав на профилактику, предотвратили неправильное заключение договоров на сумму 50 млрд. тенге.
По совершенствованию бизнес-среды
Для улучшения бизнес среды и снижения количества незаконных сделок в сфере биржевой торговли изменены и дополнены законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности. В частности, введены нормы по полному переходу к электронным биржевым торгам, внедрена административная ответственность за несоблюдение норм законодательства по товарным биржам.
С целью сокращения теневого производства в отраслях экономики в Плане реализованы ряд мероприятий в торговой и транспортных сферах, сельском хозяйстве, в операциях с недвижимым имуществом и промышленности.
По торговле
Кроме того, утверждена Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», в которой предусмотрены меры государственной поддержки в сфере строительства торговых объектов современного формата.
С целью создания условий для цивилизованной торговли принят закон по вопросам регулирования торговой деятельности.
Законом предусмотрен поэтапный перевод торговых рынков на современный формат, а также местные исполнительные органы наделены функцией по обеспечению реализации торговой политики, регламентирован порядок осуществления электронной торговли посредством Интернет. Кроме того, в Налоговом Кодексе РК усовершенствованы нормы контроля администраций торговых объектов, предоставляющих площади физическим лицам. Также внесены изменения в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» по усилению ответственности работодателя за допуск к работе лица без заключения трудового договора (увеличены размеры штрафов).
По сельскому хозяйству реализованы мероприятия, направленные на совершенствование учёта поголовья скота в личных подсобных хозяйствах, контроля за соблюдением трудового и пенсионного законодательства Республики Казахстан в сельскохозяйственной сфере.
В целях сокращения неформальной экономической деятельности в сельском хозяйстве упрощение процедуры создания и развития сельскохозяйственных кооперативов.
Кроме того, для учёта зерна с целью прозрачности, ограничения выпуска зерновых расписок на несуществующие объемы зерна законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования зернового рынка» предусмотрено внедрение электронных зерновых расписок.
По транспорту
Успешно завершены работы по развитию электронного билетирования. В 2015 год внедрён программно-аппаратный комплекс «Мобильный терминал проводника», то есть все пассажирские поезда оснащены мобильными терминалами, в том числе пассажирские поезда частных перевозчиков. Также есть возможность приобрести проездной документ (билет) посредством Интернет и терминалов самообслуживания.
За 2015 год электронным способом продано
7,2 млн. билетов, что в 2,8 раза превышает показатель предыдущего года.
По операциям с недвижимым имуществом
Совместным приказом регламентирована работа сотрудников органов государственных доходов и участковых полицейских для выявления физических лиц, предоставляющих жилье (помещение) в наем и получивших имущественный доход без постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов и соответственно без уплаты сумм индивидуального подоходного налога. Только за 3 последних месяца 2015 года выявлено 10 718 физических лиц, сдающих жилище внаем, дополнительно поставлено на учет 5 130 лиц, уплачено 112,3 млн. тенге.
По промышленности
С целью достоверности учёта производства и оборота алкоголя, нефтепродуктов обеспечена передача через оператора данных в уполномоченный орган данных об объёмах производства в режиме он-лайн в разрезе производителей посредством контрольных приборов учёта данных.
Для недопущения теневого оборота алкогольной продукции запущено мобильное приложение Wipon (Вайпон), предназначенное для выявления нелегальной алкогольной продукции с отправкой в режиме реального времени сведений о возможной нелегальности товара в органы государственных доходов.
Уже сейчас данное приложение скачано 17 тысячами пользователей, проведено более 20 тысяч сканирований алкогольной продукции, выявлено 35% контрафакта.
Несмотря на уменьшение количества производителей алкоголя с 22 до 18, поступления по акцизам в 2015 году показали темп роста на 109,6% (рост на 14 млрд. тенге) в сравнении с 2014 годом.
Внедряемая электронная передача данных с контрольно-кассовых машин (ККМ) проводится через модернизацию имеющихся, без дополнительных денег бизнеса (зарегистрировано 39 тыс. ККМ, пробито почти 210 млн. чеков на сумму 675,3 млрд. тенге).
В 2015 году ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу с 1 августа 2015г.), в рамках которой будет осуществляться обмен информацией с компетентными органами 94 иностранных государств, присоединившихся к Страсбургской Конвенции. Это будет одним из элементов подготовки к всеобщему декларированию.