Информация по направлениям деятельности Министерства финансов РК
О приватизации
На сегодня количество государственных организаций– 25 893 (включая квазигоссектор). Их балансовая стоимость 9 трлн.тенге. Отношение госактивов к ВВП составляет 43%. Наша цель – снизить до 15% (к 2020году).
Наибольшее число – коммунальные предприятия (22 тыс.ед.).
В рамках второй волны приватизации за два года продан 241 объект. Также за этот период ликвидировано 399 объектов, реорганизовано – 217, зарегистрировано новых объектов – 708.
За два года количество республиканских предприятий сократилось на 17%, однако число коммунальных предприятий наоборот увеличилось – на 8%. В основном за счет социальных объектов – школы, больницы и др.
Что касается работников приватизируемых предприятий, то трудовые отношения независимо от вида собственности регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан. Права всех работников уже защищены. Дополнительно к этому эффективное управление означает развитие, создание новых рабочих мест и увеличение зарплат.
По вопросу прозрачности.
По урокам и опыту. Были проблемы с продаваемостью и длительностью самой продажи.
Проблемы проанализированы и внесены законодательные поправки. 4 декабря 2015 года подписан закон, предусматривающий поправки в закон «О государственном имуществе», снимающие ограничения на приватизацию и позволяющие ускорить данный процесс.
Так, предусмотрена возможность продажи ниже балансовой стоимости, но по справедливой рыночной цене, принудительная ликвидация после 3 неудачных торгов, сокращены сроки публикации, предусмотрен допуск международных консультантов (актуально для новых объектов ТОП-65). Также введено право адресной (прямой) продажи и отменены дополнительные условия при реализации организаций, за исключением сохранения профиля деятельности.
Гласность и прозрачность процесса являются залогом честной приватизации. Что продается, по какой цене и как, а также отчетность продаваемых компаний – все можно просмотреть на веб-сайте gosreestr.kz. Доступ к ней реализован через сайт, торговать и просматривать можно через смартфоны - разработаны мобильные приложения на Аndroid и Ios.
Обобщенная краткая информация дублируется в центральных газетах. Кроме того, регулярно проводятся брифинги, круглые столы, выездные семинары и совещания; выступления на радио и телевидении; публикуются статьи.
По публикации списка покупателей. Мы всегда публиковали, что и по какой цене продано, и все другие показатели. Кроме частной информации какие лица каким имуществом владеют. Теперь вышел закон «О доступе информации» и мы можем публиковать имена покупателей. Это будет доступно на сайте.
Кризис, приватизация и стоимость. Давайте вспомним, что в кризис 2008-2009г. государство через холдинги сильно увеличило свое участие в экономике. И сегодня 43%ВВП находится под косвенным контролем государства. В то время это сыграло положительную роль. Для «стабилизации» это хорошо, но для «развития» – плохо. Именно сейчас, важно дать бизнесу пространство, освободить ниши. Государство не должно конкурировать с бизнесом, оно должно создавать условия. Для это нужна приватизация.
Что касается стоимости, она будет рыночной. Во-первых, для оценки будут привлечены международные авторитетные оценочные компании. Во-вторых, это твердые активы – заводы, аэропорты и пр., их мало и на них всегда есть большой спрос. Поэтому бросовых цен не будет, а информация о цене, методе и оценщике будут доступны общественности.
О легализации
В целях реализации поручения Главы государства по улучшению динамики проводимой акции пересмотрены условия легализации имущества, предоставлены дополнительные гарантии субъектам легализации.
Так, 13 ноября Президентом страны подписан соответствующий Закон.
Во – первых сама процедура легализации, как имущества, так и денег, существенно упрощена. Комиссии при акиматах теперь будут заниматься только неоформленным недвижимым имуществом. Все остальное можно будет легализовать просто представив декларацию в органы государственных доходов.
Деньги теперь можно узаконить двумя способами.
Первый: Показать их через банковские счета и использовать на любые свои нужды, например: вложить в бизнес, купить недвижимость и т.д., и, наконец, просто снять. Причем все это будет производиться без уплаты 10%-го сбора.
Второй способ: Легализовать деньги, находящиеся за рубежом или в наличном обороте, в заявительной форме, не показывая их на банковских счетах. Но при этом уплачивается в бюджет 10%-ый сбор.
Во вторых, для синхронизации завершения акции по легализации и начала процесса всеобщего декларирования, срок амнистии продлен до 31 декабря
2016 года. После завершения данной акции вся информация по зарубежным счетам по всему миру, как сказал Глава государства, будет перепроверяться.
Как следствие, Закон предполагает, во-первых, ужесточение административного наказания за сокрытие информации по счетам за рубежом, во-вторых, обязательное декларирование имущества, находящегося за рубежом.
В - третьих, любые сведения, связанные с легализацией имущества, являются налоговой и банковской тайной. Как следствие, никто не имеет права распространять третьим лицам сведения о легализации, в частности, ни работники комиссий по легализации при акиматах, ни работники органов государственных доходов, банков второго уровня и отделений Казпочты. За распространение такой информации предусмотрена уголовная ответственность.
Кроме того, субъекты легализации защищены от неправомерных действий со стороны правоохранительных и других государственных органов. Так, запрещено заводить уголовные дела или использовать в качестве доказательств по нему сам факт легализации имущества и денег. Также легализованное имущество не может быть конфисковано.
Принятым законом, на наш взгляд, сняты все ограничения, сдерживавшие процесс легализации.
Поэтому, хотелось бы повторить призыв Главы государства воспользоваться предоставленной государством возможностью легализовать имущество.
О банкротстве
В рамках реализации 100 шагов принят Закон по вопросам реабилитации и банкротства. Он определил новые пути выхода компании из кризиса, в том числе после признания их банкротами.
Первое. Урегулирование неплатежеспособности
Если у юридического лица есть долги, ему не обязательно идти на банкротство. Закон позволяет должнику договориться с кредиторами - как и в какие сроки он сможет рассчитаться с долгами.
На это ему дается 2 месяца. При этом не начисляется неустойка и никто не может подать на банкротство.
Достигнутое соглашение утверждается судом и должник возвращается к обычной деятельности. Выплаты кредиторам совершаются согласно графику.
Справочно:
С момента утверждения соглашения судом:
- прекращается начисление не только неустойки, но и вознаграждения;
- снимаются аресты со счетов должника;
- прекращается исполнительное производство;
- новые аресты на счета должника не допускаются.
Максимальный срок действия соглашения – 3 года.
Второе. Переход от банкротства к реабилитации.
Случается, что собственник предприятия-должника получил шансы вытащить свой бизнес из «долговой ямы», однако механизм банкротства уже запущен. Принятым Законом это правовое упущение устранено, на сегодня Закон позволяет перейти от банкротства к реабилитации. Нужно разработать план реабилитации, согласовать его со всеми кредиторами и направить в суд.
Со дня применения судом реабилитации на основе разработанного плана процедура банкротства прекращается.
Третье. Мировое соглашение.
Закон предоставляет возможность должнику на любой стадии банкротства заключить мировое соглашение со всеми кредиторами.
Обязательное условие: предварительно должны быть погашены все долги по заработной плате.
После утверждения судом мирового соглашения решение суда о признании должника банкротом не подлежит исполнению.
Четвертое. Продажа компании-банкрота и смена собственника.
Согласно принятому Закону компанию – банкрот можно купить целым имущественным комплексом с наименованием и торговым знаком и стать его новым собственником.
После расчетов с кредиторами такой банкрот лишается статуса банкрота.
Также Закон содержит нормы, направленные на сокращение сроков проведения процедур реабилитации и банкротства.
Первое - рассмотрение споров в рамках процедур реабилитации и банкротства теперь закреплено за одним судьей;
Второе – обжалование судебных актов по спорам внутри процедур реабилитации и банкротства ограничено апелляционной инстанцией;
Третье - решения о признании должника банкротом и о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности подлежат обращению к немедленному исполнению.
Реализация Закона позволит:
1) обеспечить максимальное сохранение бизнеса, рабочих мест и налогооблагаемой базы;
2) сократить сроки проведения процедур реабилитации и банкротства.
Банкротство – это не разорение. В мировой практике это наоборот – способ избежать разорения. Поэтому в прошлом году мы пересмотрели подходы, и уже приняты новые поправки в закон, чтобы банкротство действительно стало антикризисным инструментом, как во всем мире.
Банкротство – это не всегда ликвидация. Через банкротство можно оздоровиться, получить передышку от пени, процентов и взысканий. Можно договориться с кредиторами, отсрочить или списать часть долгов. Это для должника. Есть польза и для кредитора. Во-первых, его должник остается на плаву, во-вторых, если заемщик намеренно спрятал активы, то их можно вернуть в ходе банкротства.
Эти новые положения мы будем разъяснять, применять на практике в рамках антикризисных действий правительства.
По банкротству физлиц. Ошибочно считать, что это некий способ обогащения обманывая кредитора. В мировой практике банкротство физлиц применяется только к добросовестным гражданам, которые объективно попали в тяжелое финансовое положение (потеря работы, кормильца и т.п.). Это не всегда списание долга, это договоренность с кредитором (банком), смягчение условий. Достигается равновесие между должником и банком. Поэтому во многих странах банкротство физлиц не приводит к банковским проблемам.
По законопроекту с нами работают международные эксперты и банки. В марте мы представим концепцию на широкое обсуждение.
О государственных закупках
Закон РК «О государственных закупках» разрабатывался в рамках реализации 56 - шага Плана нации. Основной целью закона является создание эффективной системы государственных закупок с учетом правоприменительной практики и международного опыта. Вопросы планирования бюджета по завышенным ценам предлагается решать путем внедрения исключительно электронного формата заключения договоров. В целях недопущения подгона в технических спецификациях под конкретных поставщиков. Законом вводится институт предварительного обсуждения конкурсной документации.
О государственном аудите и финансовом контроле
Закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле» направлен на усиление экспертно-аналитической деятельности с основным акцентом на эффективности осваиваемых средств. Путем четкого разделения функций между проверяющими органами между ними исключается дублирование. Акцент будет сделан на функционировании Единой базы данных, которая предполагает сбор всех проверок и рекомендаций по ним, что также исключает дублирование.